Тяжёлый танк-штурмовик для китайской армии

После окончания Второй мировой войны и провозглашения Китайской народной республики Китай начал приводить свои вооруженные силы в порядок, отвечающий требованиям времени. Молодое государство рассчитывало стать самым сильным если не в мире, то, по крайней мере, в Азии. При этом Пекин делал ставку на создание современной, хорошо вооружённой армии и военной промышленности.

Большие танковые амбиции и помощь союзника

Основную поддержку Китай ожидал от СССР как своего главного союзника, поддерживавшего Коммунистическую партию Китая ещё до её прихода к власти. Предполагалось, что Советский Союз поможет техникой, технологиями, процессами производства, а также подготовкой специалистов. Всё это должно было коснуться и сухопутных войск, в том числе их основной ударной силы – танков.

Первоначально танковые войска Китая вооружались за счёт техники, которую поставлял СССР. Однако в дальнейшем руководство КНР планировало создать собственную танковую промышленность, не уступающую северному соседу.

Пока отношения с Советским Союзом были в порядке, Китай располагал информацией о современных и перспективных образцах бронетанкового вооружения и техники, созданных советскими конструкторами. Из СССР китайские специалисты получали средние танки Т-34, Т-34-85 и Т-54А, тяжёлые ИС-2 и ИС-3. У них имелись сведения и о потенциале развития советской техники, в том числе в части совершенствования орудий, боеприпасов, бронирования, систем прицеливания и наблюдения, радиосвязи и т. д. Таким образом, специалисты КНР могли оценивать перспективы развития своих бронетанковых сил.

Однако Китаю остро не хватало опыта создания современных танков, равно как и наличия подготовленных специалистов. Так что обращение за помощью к СССР было совершенно оправданным.

Советские инженеры помогли построить в КНР более семи сотен полноценных заводов со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров и 11 испытательных полигонов. В советских технических вузах по военным программам бесплатно обучили более 120 тысяч китайских студентов. Помощь Китаю в длительных командировках оказывали более 6 тысяч советских учёных, 85 тысяч технических специалистов. Среди прочего было построено танковое предприятие в Баотоу (Внутренняя Монголия) — завод № 617.

Разрыв сотрудничества 

Однако с определённого момента пути советского и китайского танкостроения стали расходиться, причем достаточно быстро. Во многом это было обусловлено ухудшением отношений между странами.

Советские специалисты и советники были отозваны, прекратилась поставка узлов и комплектующих для вооружения и военной техники, производимой в КНР. Отразилось это и на бронетанковом вооружении: китайцы перестали получать прицельное оборудование, стабилизаторы вооружения, комплектующие к боеприпасам.

Впрочем, взгляд китайских военачальников на систему танкового вооружения стал отличаться от мнения советского военного командования ещё до этих событий. Ярчайшим примером стало создание лёгкого танка WZ-131, более известного как Тип 62. Внешне похожий на Т-54, он был построен на другой агрегатной базе.

Ещё больше отличий выявилось в части разработки тяжёлых танков. Советский Союз прекратил заниматься ими ещё в начале 1960-х годов, в то время как в Народно-освободительной Армии Китая (НОАК) боевая машина тяжёлого класса оставалась актуальной и позже. Тяжёлый танк прорыва воспринимался как средство усиления боевых машин среднего класса и оставался востребованным вплоть до появления основных танков.

Эволюция китайского танкостроения

Одной из ключевых проблем при разработке перспективных танков прорыва стало то, что поначалу их проектировали с оглядкой на советскую школу танкостроения. При этом китайские инженеры имели ограниченный доступ к советским разработкам.

В 1960-е годы ситуация стала меняться. Благодаря информации о танкостроении других стран и доступу к подобным образцам появились альтернативные технические решения. Результатом стало создание оригинальных проектов, подавляющее большинство из которых так и осталось на бумаге.

Для мирового танкостроения это обычное дело: например, построенному в металле опытному образцу танка Leopard 2 предшествовало около 50 проектов, из которых в металле изготовили всего несколько штук. При этом большая их часть неизвестна в том числе опытным исследователям темы немецких послевоенных танков.

Сведения о разработке BZT-70 также весьма отрывочны и практически не подлежат проверке. К тому же работу серьёзно осложняет языковой барьер. Даже само наименование данной машины является условным — это адаптация названия на китайском, являющегося в оригинале более сложным и с другой логикой шифра.

Исходя из имеющихся скудных сведений, можно предположить, что одним из направлений создания китайских тяжёлых танков прорыва должна была стать схема с двумя парами гусеничных лент. Эта идея, в чём-то схожая по концепции с немецкими транспортными гусеницами, впервые была реализована американскими инженерами на сверхтяжёлом танке T28 / GMC T95. Вторая пара гусеничных лент вместе с ходовой частью устанавливалась в боевой конфигурации машины. Так снижалось удельное давление на грунт, благодаря чему танк мог получить более мощную броневую защиту и вооружение.

Вероятно, «подсмотренная» у американцев идея могла быть реализована китайскими инженерами на нескольких проектах танков. Однако судить об этом можно только по концептуальным наброскам. Возможно, такие танки планировалось использовать на определённых участках местности.

Данный замысел напоминает концепцию японских сверхтяжёлых танков, которые предполагалось использовать в Маньчжурии. Однако китайские тяжёлые танки прорыва, по всей видимости, имели бы вдвое меньшую массу, а также значительно более скромные габариты. Если бы работы в данном направлении продолжились, китайские инженеры скорее всего попытались бы избежать главной проблемы аналогичных танков — резкого роста габаритов, особенно в высоту.

При этом проект BZT-70 при заложенной в нём боевой массе 75 тонн, предположительно, существенно отличался бы от схожих по массе танков. Низкий силуэт должен был сочетаться с очень мощным бронированием. Добиться снижения силуэта с лобовой проекции предполагалось благодаря «обжатию» вокруг боевого отделения.

Если версия о том, что в качестве вооружения для танка рассматривалась 180-мм пушка (самое мощное орудие, имевшееся в наличии), верна, это только усугубило бы проблему. Центральную часть крыши башни над казённой частью орудия потребовалось бы поднять сильно выше боковых участков, чтобы обеспечить приемлемые углы склонения. Применение башни из проката позволило бы повысить защитные характеристики на 5-7% по сравнению с литой. Хотя в любом случае не удалось бы обойтись без компромиссов в пределах разумных показателей массы, обуславливающих наличие ослабленных зон.  

Одной из ключевых проблем китайского танкостроения являлись силовые установки. Мощного двигателя, который мог бы обеспечить приемлемую удельную мощность, не было. Вариантом решения стало использование спарки дизельных двигателей.

Благодаря этому BZT-70 должен был получить удельную мощность порядка 20 л. с. на тонну. Таким образом, тяжёлый танк приобрел бы подвижность, сравнимую со средними танками. В этом смысле китайские инженеры действовали в одном направлении с советскими коллегами. Повторялась ситуация с тяжёлым танком Т-10, который по подвижности оказался не просто сопоставим со средними танками, а даже чуть превосходил их.

Тем не менее, BZT-70 и ему подобные танки оказались не более чем эскизными проектами. Это объяснялось не только их большой боевой массой. Они были чересчур серьёзным вызовом для уровня экономики и технологий Китая тех лет. 

События 1960-1970-х годов показали, что более востребованными были танки, имеющие небольшую боевую массу и высокую проходимость. К примеру, во Вьетнаме интенсивно применялись плавающие танки ПТ-76 и их китайские разновидности. Даже Т-54 использовались там широко из-за изобилия труднопроходимых мест.

В результате тяжёлые танки оказались не у дел. Впрочем, современные машины уже подошли к значению боевой массы 70 тонн, так что невозможно исключить возможность появления тяжёлого танка с низким силуэтом и схожей концепцией ходовой части.

Закрыть