В поисках «основного» танка: опыт американской армии

По теме танка MBT-B до сих пор не выходило публикаций, хотя его развитие продолжалось 7 лет. В этой статье попытаемся пролить свет на историю данного проекта.

Юрий Пашолок

От M26 до M48 «Паттон»

Вторая половина 1940-х годов для американского танкостроения прошла в поисках концепции нового среднего танка. Medium Tank M26, который изначально стандартизировали как тяжёлый танк, на самом деле находился на грани классов, а также — на грани возможностей агрегатов (это выяснилось позже, в ходе Корейской войны 1950-53 годов). Потери M26A1 и M46 чаще происходили не от огня противника, а из-за технических неисправностей.

Американские военные знали о низкой надежности M26 и его потомков. Поэтому параллельно велась разработка нового среднего танка, известного как 90 mm gun tank T42. Эта машина, развивавшаяся из концепции лёгкого танка T37, имела боевую массу 30 тонн. То есть новый танк получался более лёгким и подвижным. Однако серийным так и не стал.

Дальнейшее развитие концепции M46 и более совершенного M47 привело к появлению M48, самого массового американского танка послевоенного периода.

При этом работы над танком с боевой массой 25-30 тонн продолжались. 45-тонный «Паттон» оказался на стыке среднего и тяжёлого классов: неспроста слова Light (лёгкий), Medium (средний) и Heavy (тяжёлый) из индексов убрали ещё в начале 1950-х годов. Машина оказалась надёжнее, чем её предшественницы, однако желание получить более лёгкий средний танк никуда не делось. Результат всегда был один —  желаемая боевая масса около 30 тонн держалась недолго, новый танк всё равно весил 40 тонн.

Путь к идеальному «основному» танку 

В этих условиях рождался и первый американский «основной» танк. 

Впервые понятие Main Battle Tank, которое часто переводят как «основной боевой танк», ввели англичане. Случилось это в 1957 году, когда стартовала разработка танка, известного как Chieftain. Обозначение «основной танк» подразумевало, что в машине сочетались масса и подвижность среднего танка, а также защита с лобовой проекции и вооружение тяжёлого танка.

Для английских военных средний танк должен был иметь массу 45 тонн, хотя Chieftain заметно превышал показатель в 50 тонн. Американские военные, запустившие 13 февраля 1958 года программу собственного основного танка, представляли такую боевую машину значительно более лёгкой.

Очень быстро программа Main Battle Tank стала пересекаться с ещё одной перспективной программой — AR/AAV (аббревиатура расшифровывается как «бронированная разведывательная десантно-штурмовая машина»). Она предполагала создание лёгкого авиадесантного танка-разведчика.

В некоторых источниках указывается, что разработка AR/AAV началась в январе 1959 года. Однако первая переписка по Whip (англ. «кнут»), как изначально называлась программа, датирована 6 апреля 1956 года.

Поначалу работа по «Кнуту» шла в недрах Автобронетанковой и артиллерийско-технической службы Армии США (OTAC) и других военных структур. Далее повторилась история со средним танком, который вырос из лёгкого. В этот раз из концепции авиадесантного танка стали делать основной танк, при этом вооружение осталось тем же — 152-мм пушка/пусковая установка XM81.

Как и в случае с авиадесантной бронеразведывательной машиной, работа шла по нескольким направлениям.

Первым являлось создание танка с боевой массой 25-30 тонн, причём весь экипаж размещался в башне.

Второе, более приоритетное направление, пересекалось с AR/AAV разработки «Кадиллак» («Дженерал Моторс»). Оно подразумевало классическое размещение экипажа, но при этом танк получал мощную противоатомную защиту. Также экипаж максимально изолировался от внешней среды, вплоть до выноса вооружения за пределы боевого отделения. Такой танк разработали осенью 1959 года, он имел боевую массу 30-33 тонны.

Как это часто бывало в истории американского танкостроения, проектная боевая масса стала быстро расти. Уже в июле 1960 года переработанный проект основного танка, предлагавшийся в семи основных вариантах (не считая 5 альтернативных), получался заметно тяжелее исходных данных. Боевая масса, в зависимости от варианта, выросла до 40-45 тонн, все получали орудие XM81, максимальная скорость составляла 56 км/ч.

Исходный вариант основного танка теперь предлагался в четырёх вариантах исполнения, отличавшихся корпусом, башней и вооружением. В его конструкции всё еще наблюдались общие идеи с AR/AAV, который далее эволюционировал в танк XM551. 

Одной из таких идей была бронированная капсула, в которой помещался экипаж. Она отделялась от остального танка, защищая людей от воздействия радиации.

В отличие от AR/AAV, который получал торсионную подвеску, основной танк изначально создавался под использование гидропневматической подвески. Основным критерием её применения был меньший объем, занимаемый подвеской внутри корпуса. В связи с постепенным ростом боевой массы повышалась мощность силовых установок, росли габариты.

Рождение проекта MBT-B

Дальнейшие работы по данной концепции основного танка оказались в руках инженеров «Дженерал Моторс». В июне 1964 года был подготовлен эскизный проект, получивший обозначение MBT-B. Его выбрали из пяти вариантов — A, B, B1, C и D.

  • Вариант B повторял вариант A, но ширина танка выросла до 3150 мм. Это улучшало условия работы экипажа.
  • B1 был тем же MBT-B, но с командирской башенкой, которая увеличивала общую высоту танка.
  • MBT-C получал качающуюся башню, что влияло на высоту танка.
  • А MBT-D имел переднее расположение трансмиссии.

Новый проект стал ещё больше похож на XM551, хотя и со своей спецификой. Сохранилась идея с капсулой, имеющей мощную противоатомную защиту. Люк механика-водителя стал более удобным для входа, а общая концепция шасси — более проработанной. Касалось это и силовой установки. Одной из идей стал силовой блок, который должен был выезжать через задний люк, что упростило бы его обслуживание.

Похожую систему инженеры «Дженерал Моторс» прорабатывали еще в 1943 году для истребителя танков GMC T70. Одним из достоинств двигателя считалась невысокая громкость работы. Вместе с силовым блоком интегрировалась вспомогательная силовая установка, которая использовалась при запуске в холодное время года. Она представляла собой газовую турбину мощностью 80 л. с.

Общая концепция башни представляла собой дальнейшее развитие идей основного танка 1959-1960-х годов. Причём от задумки полной изоляции вооружения отказались, поскольку она получалась слишком сложной. Теперь орудие размещалось в более-менее привычной орудийной установке. Как и ранее, подача снарядов производилась из полностью механизированной боеукладки в развитой кормовой нише.

Что касается вооружения, то здесь появились варианты. Помимо 152-мм пушки/пусковой установки, стали рассматриваться другие альтернативы калибра 120 мм. Также появилась 20-мм автоматическая зенитная пушка, которая в походном положении складывалась. Вооружение и прицельные приспособления получали гироскопическую систему стабилизации.

Существенные отличия были в характеристиках подвижности. Переработанный танк, имевший боевую массу чуть менее 40 тонн, предполагалось оснащать двигателем AVDS 1100 мощностью 1120 л. с. Таким образом, удельная мощность возрастала до почти 30 л. с. на тонну. Ожидалось, что MBT-B будет развивать скорость до 67 км/ч. При этом дальность хода оказывалась очень большой для американских танков — 640 км.

Одной из идей, которые продвигались инженерами «Дженерал Моторс», стал низкий силуэт. По проекту MBT-B имел высоту всего 2210 мм. Также видоизменённая ходовая часть была проработана таким образом, что подвеска не занимала место внутри корпуса. Все рабочие элементы подвески размещались внутри массивных балансиров.

MBT-B выглядел более реалистичным проектом, нежели его предшественники. К тому моменту программа танка T95 окончательно зашла в тупик, а новый танк смотрелся более перспективно. Проблема пришла оттуда, откуда её не ждали.

Примерно в то же время, когда инженеры GM подготовили свой проект, началось сотрудничество по теме основного танка между Германией и США. Было решено объединить усилия. Немцы также пытались сделать основной танк массой 25-30 тонн, но машина получалась слишком тяжёлой. 

Результатом объединения усилий стало появление в 1965 году программы создания основного танка, получившей обозначение Kpz. 70/MBT-70. Как и ранее, работы велись в рамках конкурса: помимо американских проектов, туда попали немецкие разработки из программы Kpz. 07. В конкурсе нашлось место Concept III, который являлся прямым последователем MBT-B.

Впрочем, немецкие инженеры, пересчитав конструкцию, получили совсем другие весовые данные. Боевая масса переработанного танка составила 51,7 тонны. Concept IV, ещё более тяжёлый вариант переработанного MBT-B, имел боевую массу 56 тонн. С учётом того, что у самих американцев проект 30-тонного танка легко перескакивал за 40-тонную отметку, подобным скачкам массы удивляться не стоит.

Результатом данных работ стало то, что изготовленный в металле MBT-70 был совсем не похож на исходный танк. Что касается MBT-B, то он по неизвестной причине оказался вне поля зрения исследователей. По теме данного танка до сих пор не выходило публикаций, хотя его развитие продолжалось 7 лет. Данная статья является попыткой пролить свет на историю этого проекта.

Закрыть