Вадим Антонов
Семейство танков БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М) – интересные советские машины с американскими корнями. О них написано множество книг и статей, но некоторые любопытные факты (например, о БТ-7) до сих пор остаются малоизвестными. Попробуем исправить это.
БТ-7 пришел на замену танку БТ-5, и представлял собой, в сущности, конструктивно усовершенствованный БТ-5 с более мощным мотором (М-17 вместо М-5). Работы по проектированию танка начались в 1933 году.
Задача звучала так: получить машину с наименьшим весом, наивысшими скоростями – в особенности на гусеницах – при наибольшем вооружении.
Радийный БТ-7. На танк уложено весь возимый комплект. (Источник: ЦГА СПб).
Производство БТ-7 было налажено на ХПЗ им. Коминтерна (по приказу НКОП №06сс от 30.12.1936 переименован в завод № 183 им. Коминтерна). Первый сданный заводом и принятый приёмкой в конце 1934 года БТ-7 был оснащен радиостанцией.
Новые танки начали поступать в войска в 1935 году. Всего за все время производства согласно данным завода с 1935 по 1940 год было произведено 4957 танков БТ-7 (в это число входят 155 штук БТ-7 артиллерийских). За время производства танк дорабатывался: в 1937 году он получил новую более пулестойкую коническую башню, мелкозвенчатую гусеницу и обновлённое электрооборудование.
БТ-7 и его «гитара»
БТ-7 – колесно-гусеничный танк, вращение гусениц которого обеспечивали ведущие катки в корме машины. На колёсах танк ехал за счет привода на два задних опорных катка. На колёсном ходу вращение ведущих катков гусеничного хода не прекращалось. Происходило это из-за того, что привод от трансмиссии приходил на них, а катки колесного хода двигались посредством «гитары», жёстко связывавшей их.
Устройство «гитары» достаточно простое – это ряд шестерён, связанных друг с другом и постоянно вращавшихся вне зависимости от того, каким был тип движителя – колесный или гусеничный. Для того, чтобы резина бандажей ведущих опорных катков не изнашивалась, при движении на гусеницах привод от «гитары» отключали, а при движении на колесах вновь включали. Делалось это за счёт диска с зубчаткой, который надевался на шлицы удлинённого вала последней шестерни «гитары», а отверстия в ободе диска одновременно заходили на шпильки ступицы ведущего опорного катка. Таким образом получалась жёсткая связь, приводившая опорный каток в движение. Поэтому ступицы задних опорных катков у БТ-7 визуально отличаются от других.
В связи с этим есть еще одна особенность семейства танков БТ. При движении на колёсах управление осуществлялось вращением руля, который устанавливался у механика-водителя и поворачивал два передних опорных катка. Но рычаги, которыми управляется танк на гусеницах, не блокируются, ими можно помогать поворачивать танку за счет притормаживания одного из ведущих катков.
При достаточной скорости и сноровке водителя БТ-7 можно ввести в управляемый занос («дрифт»), но при этом с большой вероятностью придётся попрощаться с резиной бандажей опорных катков – она попросту отвалится.
«Летающий» танк
БТ-7 принадлежит до сих пор не побитый рекорд по дальности прыжка – 42 метра. Под руководством Евгения Анатольевича Кульчицкого был разработан метод преодоления преград танком БТ прыжком. Машина разгонялась и «пролетала» над препятствием за счёт скорости. Так можно было преодолевать окопы, траншеи, противотанковые рвы и небольшие овраги.
От механика-водителя требовался отличный глазомер, хорошее знание возможностей своей машины и определенный навык, вырабатывавшийся тренировкой. Как оказалось, на этом возможности танка не ограничивались – за счёт большой скорости БТ мог преодолевать заграждения из надолбов, проламывать кирпичные стенки и полевые фортификационные сооружения.
Прыжок БТ-7. (Источник: РГВА).
Возвращаясь к рекордному «полету»: в 1936 году были проведены учения, на которых отрабатывались разные способы преодоления танками препятствий. Одним из таких были водные преграды. Проведённые расчеты показывали, что танк БТ-7 без доработок мог при определённых условиях «прыгать» на расстояние 37 метров, что было достаточно для преодоления небольших, но глубоких речек.
Во время опытных учений (из документов точно неизвестно, было ли это на Синем озере под Киевом или на Москве-реке в районе Тучково) был построен трамплин, с которого осуществлялись прыжки.
Это был настил под углом 10 градусов и максимальной высотой 8 метров над поверхностью воды. В расчётной точке приземления для смягчения удара был оборудован мат из хвои (высота – 1,5 м, ширина – 15 м, длина – 30 м).
В 250 метрах от края трамплина была точка старта, БТ-7 должен был разогнаться до скорости 72 км/ч и совершить прыжок. После отрыва танка от поверхности необходимо было выключить передачу, чтобы не встречающие сопротивления, бешено вращающиеся гусеницы, не слетели с машины, и заодно, не разрушилась трансмиссия. За рычагами машины был сам Е.А. Кульчицкий, который заранее готовился к этому прыжку, соблюдая водяную диету:
Кульчицкий Е.А. 1940. (Источник: t34inform.ru).
«… за сутки почти ничего не пить. Иначе почки не выдержат гидравлического удара – лопнут кровеносные сосуды. В момент самого прыжка – бросить рычаги, сильно согнуть корпус, быть готовым при сильном ударе защитить голову руками. Потом снова успеть ухватить рычаги и вывести машину на берег…», – делился он впоследствии воспоминаниями.
Фактическая длина прыжка составила рекордные 42 метра!
Помимо БТ-7 подобные прыжки планировали и на танке БТ-2. При одинаковых условиях старта расчётные значения были скромнее:
- скорость отрыва 49 км/ч
- дальность полета 21 метр.
В отчётах прыжки на этом типе танка не зафиксированы.
Интересные инженерные решения на БТ-7
В 1937 году были сделаны попытки оснастить танки Т-26 и БТ-7 тесьмяными ремнями для перевозки на броне подразделений пехоты. Судя по фотографиям с Советско-финляндской войны и первых месяцев лета 1941 года, некоторое небольшое количество Т-26 было оснащено креплениями для ремней. Это позволяет предположить, что какое-то число БТ-7 тоже было оснащено ими.
На броню БТ-7 мог брать двадцать человек пехоты с полным вооружением. Бойцы располагались сверху на крыше и вдоль корпуса танка. Пехотинцы при посадке или держались за лямку рукой, или могли пристегнуться ей через плечо. Если подразделение было вооружено станковым пулеметом, то он устанавливался на специальном приспособлении на верхней части кормы между глушителями.
К башне и корпусу крепились скобы для крепления тканевых лямок, всего таких лямок имелась 21 штука. Покидая танк, бойцы должны были забирать лямки с собой, чтобы избежать случаев блокирования башни во время вращения вокруг своей оси.
На фото: посадка пехоты на БТ-7 и удерживающие ремни на башне БТ-7. Источник: РГВА. Публикуется впервые.
Интересное инженерное решение у БТ-7 было реализовано на крышке люка над мотором. Танк длинный, башня смещена в переднюю часть, при этом пушка расположена достаточно высоко в башне над крышей корпуса с большим УВН вниз (-6 градусов), линия прицела находится чуть выше линии оси пушки и в прицел не видно реальное положение ствола.
Был возможен, хотя и очень маловероятен, такой сценарий стрельбы: с развёрнутой назад башней и сектором обстрела приблизительно вдоль оси танка, а цель находится на уровне земли недалеко от танка. В сочетании с невнимательностью наводчика (например, забылся в «горячке» боя) это могло привести к тому, что своим снарядом поражался бы собственный танк.
БТ-7: ограничитель-ручка на крышке люка МТО обычно скрыт под нишей башни. На фото — машина музейного комплекса «Линия Сталина».
Попадание в этом случае приходилось в корму в район трансмиссионного отделения и кормового бака и приводило бы минимум к потере хода и ремонту КПП, а максимум – к пожару и полному уничтожению машины.
Чтобы избежать такой ситуации, к крышке люка над мотором был прикреплен ограничитель, одновременно служащий поручнем (ручкой) для его подъема при обслуживании или ремонте. При развёрнутой назад башне, если попытаться опустить пушку, она упрется бронировкой противооткатных устройств в ограничитель. Таким образом, инженеры убили двух зайцев: обезопасили танк и обеспечили удобство эксплуатации.
БТ-7 с компасом
Во все типы советских танков в середине 1930-х годов мог устанавливаться специальный танковый магнитный компас. Казалось бы, удивительное дело – зачем в танке компас? Для плавающих танков – понятно: ночью при форсировании широкой водной преграды без компаса не обойтись, но для чего он в сухопутной машине? Оказывается, нужен для решения сходных задач, и не только ночью.
Компас использовали при вождении танка в условиях плохой видимости, а также при отсутствии на местности заметных ориентиров: в лесу, в степи, в пустынях. Он позволял двигаться при совершении маршей целым подразделением сотни километров по степи до появления каких-то заметных ориентиров или указателей, этот способ активно использовался в Монголии, особенно на начальном этапе боев на Халхин-Голе.
Однако на любой танк обычный магнитный компас не установить – масса металла боевой машины не позволит компасу корректно работать. Вдобавок, металлические части танка могут перемещаться относительно компаса и оказывать влияние на его показания. Сам компас был жидкостным, за исключением определенных частей изготавливался из латуни, меди и алюминия. Для устранения влияния масс металла танка в компасе были сделаны специальные металлические шары – компенсаторы девиации.
Компасы устанавливались и настраивались на заводе, после чего пломбировались, а положения шаров-компенсаторов фиксировалось в протоколе. Если компас требовалось снять для обслуживания или хранения, то при установке обратно в танк обязательно сверяли с протоколом положения компенсаторов, чтобы компас работал правильно.
В БТ-7 компас устанавливался перед водителем на медном щитке посередине продольной оси танка под нижней створкой люка механика-водителя. Слева и справа от компаса оказывались органы управления танком: рычаги, кулиса КПП и т.п., при вождении танка они перемещаются. Для того, чтобы это не влияло на компас, их изготавливали из латуни. Примером БТ-7, в котором был установлен компас, является танк из музейного комплекса «Линия Сталина» под Минском.
У БТ-7 была особенность реализации контрольных приборов и органов управления электрооборудованием танка, расположенных у механика-водителя. Они располагались в двух щитках, один над другим. Нижний щиток – это контрольные приборы, показывавшие температуру воды и масла, обороты двигателя, скорость танка, а также установленные на резиновом амортизаторе часы.
Щиток электроприборов БТ-7. Источник: РГВА. Фото ранее не публиковалось.
Интересно, что спидометров было два: один для колёсного хода, второй – для гусеничного. Переключение между ними было механическое, специальным устройством в торце левой части щитка. Оригинально был установлен тахометр: из-за того, что привод у него был от тросика, который нельзя было перегибать, его пришлось установить боком. Верхний щиток – электрические приборы: пусковое магнето, вольтметр, амперметр, тумблеры, два переключателя для управления светом, зажиганием и стартерами.
Сверху на щитке электроприборов размещалась колодка предохранителей, а крышка щитка с размещёнными на ней приборами могла открываться и откидываться в сторону механика-водителя. При этом она выполняла роль рубильника, размыкавшего электроцепи, подходившие к колодке предохранителей.
Боевая мощь
Основным вооружением подавляющего числа выпущенных танков БТ-7 была 45-мм танковая пушка, с 1938 года оснащавшаяся электрозатвором. Чуть ранее, в 1937 году, была разработана и внедрена в производство новая башня конической формы с наклонными бортами, из-за чего в ней стало меньше места. Там должны были разместиться радиостанция (у радийных танков) или часть боекомплекта пушки (у линейных машин без рации).
От укладок снарядов вдоль стенок башни пришлось отказаться, это привело к сокращению возимого боекомплекта для пушки. И в свою очередь означало уменьшение боевых возможностей танка. Решить возникшую проблему конструкторам удалось за счёт некоторого уменьшения высоты боевого отделения.
В БТ-7 значительная часть боекомплекта к пушке находилась в чемоданчиках, вставленных в два больших ящика на днище танка под ногами командира и заряжающего. В обычной обстановке они были накрыты резиновыми ковриками и перетянуты ремнями. В бою, после того как боеукладки первой очереди (вдоль бортов танка и в башне) были опустошены, заряжающий откидывал коврики и начинал доставать чемоданчики из-под ног и брать снаряды оттуда.
Каждый чемоданчик был рассчитан на три снаряда, а всего их было 28 штук. Т.е. под ногами было 84 снаряда. Решено было увеличить ёмкость каждого чемоданчика на один снаряд, это привело к их увеличению по высоте, но манипуляциям с ними в боевом отделении не мешало. Общая высота боевого отделения уменьшилась на 60 мм, что не сказалось существенно на комфорте экипажа, но позволило брать на 28 снарядов больше.
Даже с учётом сокращения снарядов в башне общий боекомплект танка вырос: у линейных БТ-7 с цилиндрической башней он был 172 снаряда (132 шт. у радийных), у линейных БТ-7 с конической башней он стал 188 (146 шт. у радийных).
Боекомплект и основное вооружение БТ-7
|
БТ-7 цилиндрическая башня, линейный |
БТ-7 цилиндрическая башня, радийный |
БТ-7 с 76-мм пушкой КТ, линейный |
БТ-7 с 76-мм пушкой КТ, радийный |
БТ-7 коническая башня, линейный |
БТ-7 коническая башня, радийный |
Экипаж, чел |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Пушка |
45-мм |
45-мм |
76,2-мм |
76,2-мм |
45-мм |
45-мм |
Возимый запас снарядов |
172 |
132 |
40 |
50 |
188 |
146 |
Возимый запас патронов |
2394 (38 дисков) |
2394 (38 дисков) |
3339 (53 диска) |
2016 (32 диска) |
2394 (38 дисков) |
2394 (38 дисков) |
В изучении истории БТ-7 до сих пор нельзя поставить точку: производство этого типа танка пришлось на пору становления тактики танкового боя, роли и места танка в сухопутных войсках, поэтому с ними экспериментировали и испытывали различные приспособления.
Например, создавали командирский танк, ставили различные минные тралы, предпринимались попытки сделать автоматическую сцепку для эвакуации подбитых машин с поля боя и т. д. Некоторые опытные варианты были реализованы в металле и испытаны, другие – так и остались на бумаге и ещё ждут своих исследователей.
Источники и литература
Развернуть1. Документы Российского государственного военного архива (РГВА).
2. Документы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб).