КВ-2: грозный танк в грозные дни

< Назад Записаться на турниры >

Тематические боевые задачи

Задачи действуют до 30 октября 12:00 (МСК)

Подвиг экипажа КВ-2, часть 1
Условие:
За бой заработать 350 единиц «чистого» опыта.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • 5 раз в сутки
  • Техника IV – X уровней
  • Выполняется после первой победы
 
Награда:
×1,5
Опыт
Подвиг экипажа КВ-2, часть 2
Условие:
За бой повредить 3 внешних/внутренних модуля или члена экипажа противника.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • Техника IV – X уровней
  • 5 раз в сутки
 
Награда:
×1,5
Опыт экипажа
Подвиг экипажа КВ-2, часть 3
Условие:
За любое количество боёв заработать 15 000 ед. «чистого» опыта.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • 1 раз на аккаунт
  • Техника IV – X уровней
 
Награда:
100 000
Кредиты
×3
Личный резерв: +200% к свободному опыту и опыту экипажа на 1 час
×3
Предбоевая инструкция для оборудования «Настройка прицела»
×6
Надпись «Бесстрашный»
×6
Декаль «Красная звезда»
 
 
 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в акции. Войти

Андрей Маральский, Юрий Бахурин

«Клим Ворошилов»: история об одном из самых известных советских «тяжей»

История танка КВ-2 и его боевого пути была не очень продолжительна, но необычна уже с самого начала. Например, этот тип танка официально не был принят на вооружение Красной армией отдельным образом, после состоявшегося 19 декабря 1939 г. принятия на вооружения танка «Клим Ворошилов». А ещё он впервые участвовал в бою, будучи представлен лишь несколькими опытными образцами.

Как известно, тяжёлые танки КВ штатно вооружались 76-мм орудиями и пулеметами ДТ. Однако в условиях советско-финляндской войны военным советом Северо-Западного фронта (в который входил и народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов, давший этим тяжёлым машинам имя) было выдвинуто предложение: оснастить танки КВ 152-мм гаубицами. Огонь крупнокалиберных орудий должен был обеспечить прорыв мощных фортификационных сооружений на финской границе; в качестве орудия была выбрана гаубица М-10 обр. 1938 г. Новая пушка потребовала установки новой башни, из-за чего эти танки потом именовались в документах «КВ с большой башней» даже чаще, чем КВ-2.

10 февраля 1940 г. новая артсистема на базе танка КВ У-0 (У – от «установочной серии», а цифра ноль означала опытный (нулевой) образец) была опробована, а уже несколько дней спустя первые два танка нового типа отправились в Карелию, где в тот момент пролегал фронт. 15 февраля, по прибытию на станцию Перкъярви машины пошли было своим ходом в расположение 20-й тяжелой танковой бригады, но этот марш прервали посторонние звуки в работе их дизелей — подозрительные, поскольку могли указывать на диверсию. В итоге танки пришлось буксировать следующие 10 километров. Проверка и ремонт двигателей заняли ещё несколько дней. Экспериментальные КВ пошли в бой только 25 февраля, но результат их боевого дебюта показал, что ожидания не были напрасными.

"Противник успешно применил сорокатонные танки и прорвал нашу оборону. Артиллерия противника уничтожила «Марианну»", — признали офицеры 14-го пехотного полка финской армии. Тяжёлые советские танки шли в атаку вслед за сапёрами, поддерживая наступление 245-го стрелкового полка, задачей которого являлось занятие посёлка Хонканиеми. Огнём КВ была подбита финская противотанковая пушка, к атаке подключились экипажи Т-26 и Т-28 и сами стрелки. К вечеру полк вышел на северную окраину полустанка и закрепился там. В конце февраля на фронт убыл ещё один танк со 152-мм гаубицей, а вот следующий успели подготовить к боевым испытаниям 13 марта 1940 г., но не успели отправить на войну — она закончилась днём ранее.

В документах сохранились перечисленные попадания в опытные КВ в ходе их боевого крещения — шрамы на броне танков: «Танк КВ №0 (У-0). Верхний лобовой лист – 3 попадания, нижний лобовой лист – 2 попадания… Правый борт – 3 попадания, левый борт – 1 попадание… Танк КВ №1У (У-1). Прямых снарядных попаданий нет, имеются царапины от разорвавшегося крупнокалиберного снаряда».

Предполагалось, что Кировским заводом в течение 1940 года будет выпущено полсотни КВ (с обоими типами башен), однако в июне постановлением партии и правительства задание по изготовлению этих танков увеличилось до 230 машин. К концу лета КВ-2 составляли приблизительно половину собранных тяжёлых машин (24 из 52), и тогда же необходимость доработки конструкции больших башен стала окончательно очевидной: они были чересчур тяжелы, большая масса затрудняла вращение и т. д. Новый вариант башни для 152-мм гаубицы М-10 получил наименование «большой пониженной», и осенью успешно прошёл полигонные испытания. Задание на производство этих башен было выдано Ижорскому заводу, а Кировский уже в ноябре 1940 г. выпустил 25 танков КВ-2. 62 машины этого типа были сданы приёмке в декабре того же года. Однако ряд технических недочётов, выявленных у танков от ноября-декабря 1940-го, обусловил приостановку их производства до мая 1941 г. — кануна Великой Отечественной войны.

К 22 июня 1941 г. КВ-2 имелись в Прибалтийском, Западном и Киевском особых военных округах, а также ещё буквально несколько машин в Ленинградском, Московском и Приволжском военных округах. Хроника боевого пути каждой из машин после начала войны вышла бы далеко за рамки статьи, но документы многих частей и соединений Красной армии, в составе которых сражались экипажи танков КВ-2 в первые дни и недели Великой Отечественной, безвозвратно погибли. В сохранившихся документальных источниках КВ зачастую не подразделялись на танки с малой или большой башней. Наиболее известным примером тому может служить вопрос о том, экипаж какого КВ 24 июня 1941 года перекрыл дорогу на Расейняй и отрезал часть немецких войск от основных сил 6-й танковой дивизии вермахта. Там храбро сражались танкисты как на КВ-1, так и на КВ-2, в сложнейших условиях нехватки боеприпасов и горючего, под обстрелом и налетами авиации… При этом в массовом сознании символом тех боёв стал один-единственный тяжёлый советский танк. И, как установил исследователь М. В. Коломиец, знаменитый «Расейняйский КВ» являлся танком «Клим Ворошилов» с малой башней, то есть КВ-1. Тем не менее, историкам есть что рассказать и о боях Великой Отечественной с участием КВ-2.

Соединениям 6-го мехкорпуса вечером 22 июня было предписано нанести контрудар по группировке противника в районе Сувалок с целью занять район. Отчаянная обстановка обусловила действия советских танковых дивизий на грани самоотречения: они атаковали немецкие войска после марша до рубежа развертывания протяженностью до 150 километров, почти без поддержки пехоты и артиллерии. Соединения противника, усиленные двумя артиллерийскими дивизионами и «прикрытые» активно действовавшей авиацией, в основном отразили контрудар, нанеся войскам 6-го мехкорпуса тяжёлые потери. И, хотя документальных источников непосредственно по применению КВ-2 в этом бою не сохранилось, по свидетельству командира советской 4-й танковой дивизии генерала Потатурчева, попавшего в немецкий плен: «Лёгкие немецкие противотанковые орудия были неэффективны против тяжёлых русских танков».

25 июня 6-й мехкорпус вышел из боя и выдвинулся к Слониму согласно приказу командующего фронтом генерала Павлова, запоздало рассчитывавшего силами танкистов отразить наступление войск Гудериана. Советские дивизии в течение суток одна за другой переправлялись через реку Свислочь, причём в составе прикрывавших их отход к Слониму подразделений сражались и экипажи танков КВ-2.

Тогда же, 27 июня 1941 года, один-единственный тяжёлый танк Красной армии в течение по крайней мере нескольких часов сдерживал части немецкой 263-й пехотной дивизии у деревни Лесняки неподалеку от Волковыска Гродненской области. Войска противника не могли ни обойти машину из-за очень топкой местности вдоль дороги, ни убрать её с пути. «52-тонный танк с 12,2 см пушкой перекрыл дорогу, по которой проходил марш. Наши орудия 3,7 и 5 см были бессильны. И тогда в бой вступил командир штурмового орудия 226-го дивизиона, но и его орудие калибра 7,5 см не нанесло танку заметного ущерба. Удалось лишь заклинить башню и повредить ходовую часть у КВ-2, — говорится в труде об истории 263-й пехотной дивизии авторства Хайнца Кригера. — В итоге, обозлившись, что ничего не может поделать с русским танком, командир штурмового орудия пошёл на таран КВ-2. Отважный русский экипаж не сдавался и сопротивлялся до конца».

Историк М. В. Коломиец, приведший эту выразительную цитату в своей книге, деликатно предложил оставить на совести Кригера упоминание о таране КВ-2 немецкой самоходкой: последняя скорее получила более серьёзные повреждения в результате удара. Вечером следующего дня войска противника были в Волковыске, но всё же экипаж КВ-2 сражался у Лесняков до последнего. Правда, этот боевой эпизод сегодня не столь известен как подвиг танкистов Красной армии под Расейняем.

К концу июня на Западном фронте еще оставались КВ, но невозможно сказать наверняка, сколько машин были оснащены большой башней и 152-мм гаубицей. Согласно сведениям противника, они возглавили советские силы при попытке прорваться из окружения к Слониму. Основные дороги были перерезаны немцами, а изобиловавшая топями местность не благоприятствовала проходу по ней тяжёлых танков, подчас безнадежно увязавших в болотах. Ещё несколько КВ-2 были прямо от железнодорожных путей переданы 24-й стрелковой дивизии 21-го стрелкового корпуса. Войска корпуса 26 июня 1941 г. близ Лиды контратаковали 57-й танковый корпус вермахта. Нанесённый красноармейцами при поддержке КВ-2 удар был силен, после него немецкая 19-я танковая дивизия откатилась приблизительно на 8 километров. Как отмечали штабисты противника, их противотанковые пушки и лёгкие полевые гаубичные орудия были неспособны нанести тяжёлым советским танкам результативных повреждений. Один из многократно обстрелянных КВ-2 был остановлен, и немцы не могли отбуксировать его имеющимися средствами.

Танки КВ-2 из состава 7-го мехкорпуса применялись в ходе отчаянного контрудара под Сенно с целью остановить наступление танковых соединений противника. С рычагами КВ в этом бою управлялись механики-водители с опытом вождения только лёгких Т-26, заболоченная местность осложняла действия тяжёлых танков, и вдобавок они, один за другим, выходили из строя из-за поломок ходовой части. Экипажи КВ-2, что вышли на рубеж реки Черногостницы, сражались, пока танки не оказывались расстреляны превосходящими силами противника, а сами танкисты подчас сгорали в машинах.

На Юго-Западном фронте первыми КВ-2 стали машины 41-й танковой дивизии 22-го мехкорпуса. Причём в течение первых дней войны она фактически была раздроблена между другими частями и соединениями, куда передавались танковые подразделения, в том числе с танками КВ в составе. Тяжёлые машины подчас играли важную роль в поддержке и прикрытии войск Красной армии — как, например, на переправе через реку Стырь у Рожище: там экипаж КВ-2 «встретил мотопехоту противника, обстрелял её из пулемета и раздавил автомашину, встретил велосипедистов, обстрелял и раздавил пять велосипедов, пехота разбежалась. Был атакован двумя танками противника, вооруженными 20 мм пушками, танки противника с поля боя бежали…». Благодаря танкистам была обеспечена переправа 1-й противотанковой бригады и 27-го стрелкового корпуса, отступавших в боями. Ещё несколько дней спустя 22-й мехкорпус участвовал в массированном контрударе в направлении Дубно, задержавшим наступление войск противника, но обернувшимся большими потерями для Красной армии. Начальник штаба 41-й танковой дивизии в июне 1941-го К. А. Малыгин вспоминал: «Я подошёл к единственному из восемнадцати оставшемуся на ходу тяжёлому танку, которым командовал двадцатитрехлетний лейтенант Петр Синегуб. Машина напоминала израненного зверя. Броня башни исцарапана, в маске гаубицы торчали застрявшие бронебойные снаряды, мотор едва тянул. Осмотрев машину, Синегуб со слезами на глазах любовно похлопал ее по броне — спасла, мол, родимая!».

Экипажи десяти танков КВ, в том числе трех КВ-2, в составе 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса участвовали в атаке немецких войск в Острове — важном транспортном узле, городе на реке Великой полусотней километров южнее Пскова. Утром 5 июля 1941 г. танкисты с боем вошли в город, на улицах которого сражались следующие десять часов — под обстрелом из артиллерийских орудий и реактивных миномётов, авианалетами, и без поддержки пехоты. Все три КВ с большой башней были подбиты немцами, после чего экипажи вывели из строя орудия и оптику машин и покинули их (у советских войск так или иначе не было никакой возможности эвакуировать танки).

Ещё два танка КВ-2 в составе 1-й танковой дивизии были потеряны в Карелии летом 1941-го года. Под Ленинградом на КВ-2 воевали экипажи Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава. В течение недели с 14 по 21 июля полк потерял девять из десяти тяжёлых танков. На исходе лета 1941 года несколько КВ-2, ранее поступивших на Кировский завод для ремонта, были включены в состав 1-й танковой дивизии, сражавшейся у северной столицы. Позднее один из этих танков применялся в ходе боев на «Невском пятачке». Последний же КВ-2 на Ленинградском фронте 6 декабря 1941 г., «проломив блиндаж противника… застрял, и у него была перебита гусеница. В ночь с 6 на 7 декабря 1941 г. КВ-2 поддерживал атаку пехоты огнём с места (выпущено 12 снарядов)». Впоследствии танк был эвакуирован.

До наших дней же сохранился всего один экземпляр КВ-2, ныне находящийся на площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. Возможно, именно этот танк числился в учебном полку Ленинградского фронта до 1944 года — если так, то КВ-2 впору считать танком-долгожителем Великой Отечественной. И вне сомнения, эти танки, весьма самобытные, предназначавшиеся для взлома укрепленной обороны противника, но применявшиеся главным образом в полевых сражениях, не лишённые технических недостатков, а также самоотверженно сражавшиеся экипажи этих танков, сыграли важную роль в сложнейший для Красной армии момент войны.

Источники и литература

Развернуть
  • Документы Центрального архива Министерства обороны РФ.
  • Антонов В. А. Бой за Остров: неизвестная драма первых дней войны // Warspot.ru. 04.07.2015. [https://warspot.ru/3429-boy-za-ostrov-neizvestnaya-drama-pervyh-dney-voyny].
  • Иринчеев Б. Танки в Зимней войне. М., 2013.
  • Коломиец М. В. Тяжелый танк КВ-2. «Неуязвимый» колосс Сталина. М., 2011.
  • Малыгин К. А. В центре боевого порядка. М., 1986.
  • Scheibert H. Stalin’s Giants KV-I & KV-II. West Chester, PA, 1992.
Свернуть
Закрыть