КВ: история тяжёлого танка новой эпохи

Вадим Антонов

О советском тяжёлом танке КВ-1 написано немало. В истории этой машины почти не осталось «белых пятен». Однако о её конструировании всё ещё можно рассказать кое-что интересное. Процесс разработки танка не очень широко известен, хотя появлению готового изделия предшествовала длительная работа со множеством нюансов и согласований на самых высоких уровнях.

Роль комкора Павлова

Точкой отсчёта в истории создания КВ можно считать доклад начальника Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии Д. Г. Павлова на Главном военном совете (ГВС) СССР в апреле 1938 года. Этот доклад дал старт работам по новым тяжёлым танкам.

Комкор Павлов возглавил АБТУ 28 ноября 1937 года. До этого назначения он воевал в Испании. Боевой опыт помог ему сформировать собственное видение развития бронетанковых войск, которое он и начал реализовывать в новой должности.

Комкор Д. Г. Павлов, фото 1937 г.

15 августа 1937 года вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР № 94сс «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». Павлов не принимал участия в разработке проекта постановления, так как незадолго до этого был назначен в АБТУ. Став начальником управления, он подготовил доклад наркому обороны СССР маршалу К. Е. Ворошилову. В документе обозначались негативные стороны постановления 94сс. Павлов предлагал отказаться от некоторых проектов и разработок, в частности, от новых танков с колёсно-гусеничным ходом. Кроме того, отмечалась необходимость разработки новой танковой пушки и крупнокалиберного пулемёта.

Ворошилов дал распоряжение Павлову подготовить материалы для доклада в Правительство. Документ был составлен и отправлен председателю Совета народных комиссаров (СНК) В.М. Молотову вместе с проектом постановления «О типах танков для вооружения танковых войск РККА». Второй документ предусматривал изменение системы танкового вооружения, принятой постановлением 94сс.

Народный комиссар обороны СССР, Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов: в честь него новый тяжёлый танк получил свое название

Перед вынесением этого вопроса в Комитет обороны (КО) при СНК СССР было решено согласовать новую систему на заседании ГВС СССР 20 апреля 1938 года. Павлов подготовил доклад, изложив в нём аспекты, которые и привели к созданию танка КВ:

«… а) Нужен танк прорыва – истребитель ПТО, который выполнял бы свои задачи, не боясь противотанковых пушек – основного врага танков.

Тип танка – гусеничный. Вооружение 1-76 мм и 2 45 мм пушки, спаренные с пулемётами, и 3 дополнительных пулемёта. Броня, защищающая от бронебойной гранаты 37 мм пушки со всех дистанций. Скорость не ниже 35 клм. в час. Вес не более 55 тонн. Этот танк должен заменить танки Т-28 и Т-35…»

Также к заседанию был подготовлен проект постановления ГВС СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА», в котором требования были конкретизированы:

 

«…1. В армии иметь 4 основных типа танков:

1) ТАНК ПРОРЫВА (Истребитель П.Т.О.) с следующими основными тактико-техническими данными:

а) тип – гусеничный;

б) броня – 60-мм, непробиваемая на все дистанции противотанковой пушкой до 47-мм включительно;

в) мотор – М-34, с учётом в конструкции танка – переход на дизель мотор;

г) вооружение – 1 пушка 76-мм, с начальной скоростью не ниже 560 мтр. в секунду; две пушки 45-мм, спаренные с пулемётом; один пулемет с зенитной установкой;

д) скорость – 25 – 35 клм. в час;

е) запас хода – 200 – 250 клм;

ж) общий вес – не более 55 тонн, в габаритах, допускающих железнодорожную перевозку.

Просить Комитет Обороны обязать Народный Комиссариат Машиностроения изготовить опытный образец танка прорыва и сдать на испытание в феврале 1939 года…»

Танковое совещание

После доклада Павлова требовалось получить более подробную информацию от представителей промышленности и командиров-танкистов. Поэтому в решении заседания отдельным пунктом прописали необходимость созыва танкового совещания:

«… В целях всестороннего выявления боевых и эксплуатационных данных в состоящих на вооружении танках, а также для обсуждения тактико-технических условий, предлагаемых настоящим протоколом, новых образцов, на 28 апреля с/г созвать танковое совещание.

На совещание вызвать:

1) начальствующий состав танковых частей и экипажи машин, имеющих учебно-боевой опыт;

2) конструкторов и инженеров танковой промышленности.

Количество участников определить Народному Комиссару Обороны…».

Танковое совещание состоялось 28-29 апреля 1938 года. На нём обсуждались желаемые характеристики новых танков, вопросы улучшения боевых машин, уже находящихся в войсках, и ряд других аспектов, затронутых Павловым.

По итогам совещания были сформулированы тактико-технические требования (ТТТ) для танка прорыва. Эти требования были направлены в АБТУ на оформление и представление их в Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР. К 13 мая 1938 года пакет документов был готов и отправлен по назначению. 

2 июня 1938 года нарком обороны Ворошилов утвердил ТТТ для танка прорыва, плавающий танк Т-40 и доработанные требования на танк А-20. Всё это вошло в проект постановления «О системе танкового вооружения» – переработанный и дополненный вариант проекта постановления, готовившегося ещё к заседанию ГВС 20 апреля. Новый документ был отправлен председателю Комитета обороны В. М. Молотову. После этого началось согласование окончательного варианта постановления между всеми задействованными народными комиссариатами.

7 августа 1938 года было принято согласованное со всеми сторонами, в том числе и воевавшими танкистами, Постановление Комитета обороны при СНК № 198сс «О системе танкового вооружения РККА». Первый пункт этого постановления гласил:

«… 1. Танк прорыва (истребитель ПТО) гусеничного типа изготавливается по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на основе Танкового Совещания и утверждённым Народным Комиссаром Обороны (приложение № 1).

а) Обязать НКМаш изготовить и передать НКО на испытания опытный образец танка прорыва к 1 мая 1939 года. Деревянный макет танка прорыва предъявить макетной комиссии к 1 сентября 1938 года.

б) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытный образец танка прорыва к 1 июля 1939 года. Деревянный макет танка предъявить макетной комиссии к 1 ноября 1938 года.

в) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков прорыва всесторонним испытаниям и выбрать для представления на вооружение РККА один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку прорыва требованиям.

г) С постановкой на массовое производство танков прорыва, танки Т-28 и Т-35 с производства снять…»

Вмешательство Сталина

Разработку нового танка прорыва Наркомат машиностроения (НКМаш) поручил ленинградскому Кировскому заводу, а Наркомат оборонной промышленности (НКОП) — ленинградскому Заводу № 185 имени Кирова. Новый танк должен был нести пушечно-пулемётное вооружение (три пулемёта и три пушки) в трёх башнях. Две из них оснащались 45-мм танковыми пушками. Главный калибр — новая 76-мм танковая пушка Л-10. Танк был защищён противоснарядным бронированием толщиной 20-60 мм и ограничен массой 55-57 т.

Заводы проектировали новый танк силами своих конструкторских бюро. После чего комиссия должна была выбрать лучший вариант и запустить его в массовое производство. Проект Кировского завода получил наименование «СМК» (Сергей Миронович Киров), а танк завода № 185 именовался «машина 100» (впоследствии «Т-100»).

Эскиз одного из вариантов трехбашенного Т-100, показанного макетной комиссии в октябре 1938. Источник: РГВА, г. Москва.

В начале октября 1938 года макетная комиссия рассмотрела три проекта танка СМК с разным расположением башен. Из них был выбран вариант СМК-1 с тремя башнями, две из которых оснащались 45-мм пушками, а большая — 76-мм орудием. Башни располагались по диагонали. Чуть позднее был рассмотрен проект трёхбашенного Т-100: предлагались два варианта размещения башен, но был выбран вариант с диагональным размещением. Оба проекта допускались к этапу постройки опытных образцов. Обязательным условием было устранение большого перечня замечаний по каждому из них.

Схемы расположения башен СМК, предлагавшиеся макетной комиссии в октябре 1938. Источник: РГВА, г. Москва.

9-10 декабря 1938 года состоялось заседание ГВС, первым пунктом которого было утверждение макетов новых танков. Стенограмма заседания не велась из-за секретности остальных пунктов, рассматривавшихся ГВС, поэтому точной записи обсуждения не сохранилось. Из протокола заседания известно, что на совете присутствовало руководство СССР, в том числе И.В. Сталин. От заводов присутствовали директоры и ведущие инженеры-конструкторы. Доклад по макетам танков, доработанных заводскими КБ с учётом замечаний комиссии, делал начальник АБТУ Павлов.

Главный военный совет утвердил макеты танков «100» завода №185 и СМК Кировского завода, но с важными изменениями: были убраны по одной башне с 45-мм пушкой (якобы по распоряжению лично Сталина).

Эскиз СМК-1, утвержденный макетной комиссией. Макет, сделанный по этому эскизу рассматривал И.В. Сталин 9 декабря 1938. Источник: РГВА, г. Москва.

В книге «Конструктор боевых машин» коллектив авторов на основе воспоминаний участников описывает это так:

«…И. В. Сталин подошёл к деревянному макету танка СМК и спросил:

- Товарищ Котин (прим. Котин Жозеф Яковлевич – главный конструктор Кировского завода), так зачем на танке три башни?

- Мощное вооружение: одна пушка 76-мм и две по 45, — ответил Жозеф Яковлевич.

...Сталин подошёл к макету, снял с него заднюю малую башню с 45-мм пушкой и спросил Котина:

- Сколько я снял?

- Три тонны, — ответил Котин.

- Обратите их на усиление броневой защиты, — сказал Сталин. –  Вам нужно ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты экипажа. Незачем иметь на танке большое количество башен. А ещё лучше, чтобы осталась одна башня!...»

Таким образом, утверждённые параметры танков были следующими:

  • тип – гусеничный;
  • броня – 60 мм, удерживающая со всех дистанций 47-мм бронебойный снаряд;
  • мотор – М-34, с последующим переходом на дизель мощностью 1000 – 1100 НР без переделок танка;
  • вооружение – одна пушка 76-мм, зенитный пулемёт в большой башне и 45-мм пушка, спаренная с пулемётом в малой башне. Пушка 76-мм имеет круговой обстрел 360˚. Углы снижения и возвышения –7 +25 – 30˚;
  • общий вес – 55-57 тонн;
  • удельное давление – 0,720 кг/см² без погружения, при ширине машины 3400 мм (по низу с вписыванием в железнодорожные габариты Западной Европы);
  • боекомплект – снарядов 76-мм – 150 шт., снарядов 45-мм – 400 шт., патронов 4500 шт.;
  • скорость – 35 км/ч (максимальная);
  • запас хода – 150-200 км.

Дополнения:

  • предусмотреть установку 7 ручных автоматических пулемётов в окнах с броневыми заслонками;
  • за счёт экономии веса, полученного от перехода с трёхбашенного варианта на двухбашенный, усилить основное бронирование и произвести бронировку 40-мм бронёй: ведущего колеса и ленивца со всех сторон, передней и задней ветви гусеницы (на весь диаметр колеса-ленивца). Указанную бронировку сделать съёмной, а защиту передней и задней ветви гусеницы сделать откидной и съёмной;
  • обеспечить защиту подшипников опорных и поддерживающих катков от крупнокалиберных бронебойных пуль ДК со всех дистанций;

Конструкция подвески танка СМК Кировского завода была забракована, так как она бралась от танка Т-35. Вместо неё предписывалось устанавливать торсионную подвеску.

Эскиз подвески СМК «типа Т-35», забракованный 9 декабря 1938. На замену ей было предложено установить торсионную подвеску, аналогичную проектировали на будущий КВ.

Помимо изменений по макетам, отдельным пунктом ГВС постановил: «Кировскому заводу приступить к проектированию однобашенного танка тяжёлого бронирования, с бронёй непробиваемой 47-мм бронебойной гранатой со всех дистанций, с общим весом в 30-32 тонны. Начальнику АБТУ РККА разработать тактико-технические требования. Образец этого танка изготовить к 1 ноября 1939 г., поставив вопрос перед КО о дополнительном ассигновании для этой цели средств».

Окончательный вариант СМК,  конкурента КВ. Источник: РГВА, г. Москва.

Именно этот проект после завершения всех работ и стал тем самым танком КВ (Клим Ворошилов).

В постановлении Главного военного совета от 9 декабря 1938 года говорится следующее: АБТУ к 31 января 1939 года предписывалось разработать требования на машину. Работа была выполнена в срок, документы были утверждены Ворошиловым 19 февраля 1939 года. Решение ГВС было окончательно утверждено 27 февраля 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК № 45сс.

К разработке проекта малого танка тяжёлого бронирования (так изначально назывался проект КВ) Кировский завод приступил чуть ранее – 1 февраля 1939 года, не дожидаясь окончательного утверждения требований. Ведущим конструктором стал Н. Л. Духов. Макет и технический проект будущего КВ были рассмотрены 7 апреля 1939 года и одобрены с рядом замечаний. После этого события в истории КВ развивались очень быстро.

Окончательный вариант двухбашенного Т-100, второго конкурента КВ. Источник: РГВА, г. Москва.

15 мая постановлением КО при СНК №118сс были утверждены ТТТ на проектирование и изготовление на Кировском заводе опытного образца малого танка тяжёлого бронирования. В этом же документе было утверждено и финансирование проекта. 

В соответствии с этими ТТТ облик танка был следующим:

«…1. Тип танка – гусеничный однобашенный.

2. Вес танка – не выше 40 тн.

3. Габариты: ширина не более 3,3 м, высота не более 2,5 м, клиренс – не менее 0,5 мт.

4. Максимальная скорость движения – 30-35 км/ч.

5. Вооружение – 76-мм пушка типа Л-10 и пулемёт Силина или 45 мм пушка, спаренная с пулемётом Силина.

10. Экипаж – 4 чел. Командир машины – в башне слева по ходу, заряжающий – справа по ходу. Механик-водитель и радист – в корпусе вне башни…»

20 мая были готовы рабочие чертежи корпуса, которые отправили на Ижорский завод для того, чтобы изготовить детали и карты для обстрела. Срок сдачи был назначен на 1 июня 1939 года.

28 мая в АБТУ были представлены изменения в конструкции по замечаниям макетной комиссии.

4 июня на полигоне был проведён обстрел 75-мм катаных броневых листов для КВ, изготовленных Ижорским заводом. Стреляли бронебойными снарядами 76-мм пушки с длиной ствола 40 калибров с начальной скоростью снаряда
650 м/с. Обстрел вёлся с 50 метров, пробитий не было.

5 июня АБТУ уточнило ТТТ на КВ. В соответствии с требованиями бензиновый мотор больше не рассматривался в качестве двигателя, заводу нужно было установить дизель В-2. Следовательно, требовалось переделать воздухоприток и воздухоотвод. Вооружение танка состояло из спаренных 45-мм и 76-мм пушек.

10 июня на Кировском заводе начали изготавливать коробку передач (КП), бортовые редуктора, опорные катки, балансиры, траки.

Дизель В-2 для КВ изготавливался на заводе №75 в Харькове. Делали два мотора, срок подачи первого – к 10 июня, второго — к 1 июля.

Первые испытания и путь на фронт

1 сентября 1939 года танк был собран и прошёл первые 7 км. Тогда же выявились первые «детские болезни» машины, которые были оперативно устранены. Уже на следующий день, 2 сентября, КВ прошёл 45 км заводского пробега. В этот раз выявили ещё целый ряд проблем, часть которых удалось оперативно решить. Однако часть из них отложили на потом (5 сентября танк должен был отправиться в подмосковную Кубинку для показа Правительству). К числу отложенных проблем относилось неудобство размещения экипажа из-за спаренной установки 76-мм и 45-мм пушек.

23 сентября танк участвовал в показе Правительству. Через два дня машину испытали на полигоне, где удалось заклинить её гусеницами в узком месте при выходе из оврага. Рывком на замедленной передаче место было преодолено, но после этого в коробке передач стал слышаться шум. Всего было пройдено 50 км. При разборе коробки передач и её осмотре выяснилось, что погнут валик заднего хода и сломан зуб паразитной шестерни. При этом танк остался на ходу и был отправлен назад на завод с этой поломкой. Общий пробег с момента сборки составил в сумме 170 км.

КВ-1 выпуска лета 1941 г. Источник: Архив «Леста Игры».

На заводе неисправность была устранена, дополнительно выявилось, что используемый стартер СТ-70 непригоден для танков. Кроме того, оказалось неудобным расположение регулировочных муфт тяг коробки передач.

10 ноября КВ отправился на заводско-полигонные испытания по программе, утверждённой ранее для танков Т-100 и СМК. Однако полного объёма испытаний выполнено не было, началась Советско-Финляндская война и танк был отправлен на фронт.

В период с 29 ноября 1939 по 2 января 1940 года КВ был на фронте. Со 2 января по первому опытному образцу должны были начать изготовление установочной партии для отладки производства.

КВ был принят на вооружение РККА 19 декабря 1939 года постановлением КО при СНК №443сс без прохождения всего цикла испытаний, как танк, показавший себя лучше, чем более тяжёлые «старшие братья» СМК и Т-100. Дальнейшая история развития конструкции КВ хорошо известна.

Закрыть