Андрей Маральский

8 мая 1958 года постановлением Совета министров СССР № 493-230 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-55 – модификация танка Т-54. Большинство авторов связывает появление Т-55 с внедрением в конструкцию Т-54 противоатомной защиты. О предпосылках появления этого танка и влиянии ядерной гонки на процесс разработки – в нашей статье.

Танк Т-54 на учениях. Источник: Архив Lesta Games.

Но вернёмся назад во времени. Вечером 29 апреля 1946 года в кабинете Семёна Скачкова, только что назначенного директором Уральского танкового завода № 183 имени И. В. Сталина, зазвонил телефон. Звонил сам Сталин.

Он поздравил коллектив танкостроителей с утверждением документации под серийный выпуск нового среднего танка Т-54: на тот момент, самого мощного среднего танка в мире.

«Это будет второй Т-34», – сказал Сталин.

В разгар ядерной гонки

Из стенограммы заседания секции № 8 Научно-технического совета Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике от 28 мая 1958 г. по теме противоатомной защиты танков. Этот вопрос являлся острым ещё до разработки собственной атомной бомбы в Советском Союзе. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ), г. Москва.

Ровно через 3 года и 4 месяца с того дня в степях под Семипалатинском прошло первое успешное испытание советской атомной бомбы РДС-1.

Воздействие светового и радиационного излучения, в том числе на военную технику, тогда ещё не было известно даже специалистам. В ходе дальнейших испытаний нового оружия на земле выставлялось мишенное поле с самой разнообразной техникой. Из танков в качестве мишеней были выставлены как устаревшие Т-34, ИС-2 и ИС-3, так и новейшие на тот момент – Т-54 и Т-10.

В целом танки показали себя самыми устойчивыми к поражающим факторам нового оружия. Вблизи от эпицентра ударная волна выводила из строя всю технику, но за чертой радиуса в 700 м находились исправные танки. Электромагнитный импульс мог повредить электронику, но дизельный двигатель и пушка продолжали функционировать. Кроме того, броня танка также защищала места экипажа от проникающей радиации.

А. А. Морозов, советский инженер-конструктор, генерал-майор-инженер.

Исходя из этих данных, требовалось провести комплекс обычных работ по улучшению конструкции существующих танков. Требовалось устранить выявленные принципиальные недостатки техники, разработанной без учёта предписаний о ведении боевых действий в условиях ядерной войны. Обработав результаты натурных испытаний, Минобороны СССР выдало чёткие указания: избыточное давление внутри танка при его нарастании снаружи не должно было превышать 0,3 атмосферы; система герметизации должна была срабатывать за 0,3 секунды с момента воздействия гамма-излучения на танк.

Работа по созданию системы противоатомной защиты (ПАЗ) для Т-54 была поручена Харьковскому КБ под руководством А. А. Морозова.

Тайна конструкторского бюро: «Тема 3»

Только КБ-520 завода № 183 в Нижнем Тагиле имело право вносить изменения в серийную конструкторскую документацию по среднему танку Т-54, будучи головным по этой машине. В то же время в начале 1950-х годов оно было существенно ослаблено по кадровому составу – в силу возвращения большого числа высококвалифицированных и опытных сотрудников в Харьков в КБ-60 завода № 75. Туда же перевёлся и главный конструктор завода № 183 А. А. Морозов.

Схема размещения узлов и механизмов системы ПАЗ.

По сути, КБ-520 было на тот период исключительно «серийным», т.е. сопровождающим серийное производство конкретной машины. Возможности КБ были весьма скромными. Место главного конструктора на заводе № 183 долгое время оставалось вакантным. В итоге, в начале 1953 года выбор пал на 31-летнего выпускника Бронетанковой академии Леонида Карцева. В КБ он занимался не только конструкторской работой, но и являлся парторганизатором.

Харьковское КБ-60 на тот момент являлось ведущим бюро отрасли по средним танкам с гораздо большими возможностями: как в части кадрового обеспечения, так и по имевшейся материально-технической базе. Учитывая важность и срочность работы, неудивительно, что создание ПАЗ в 1955 году было поручено именно харьковскому КБ.

В КБ-60 работа по ПАЗ получила условное наименование «Тема 3». Тактико-технические требования предусматривали:

  • герметизацию бронекорпусов и башни для защиты экипажа и агрегатов от действия взрывной волны с избыточным давлением во фронте 3,5-4 кг/см2;
  • установку закрывающихся жалюзи над воздухопритоками и воздуховодами системы охлаждения двигателя (привод управления жалюзи находился у механика-водителя);
  • введение систем для создания на короткое время (до 30 минут) избыточного давления от 0,001 до 0,0015 кг/см2 в боевом отделении и отделении управления;
  • фильтрацию от пыли воздуха, поступающего для вентиляции боевого отделения и отделения управления, с коэффициентом очистки 0,99 при запыленности 2,5 г/м3;
  • разработку стопора башни, удерживающего её при напоре воздушной волны с давлением 2,9-3,6 кг/см2.

Соисполнителем темы ПАЗ по приборным блокам являлся конструкторский отдел челябинского Завода электромашин.

Общая схема стабилизатора СТП-2 «Циклон».

Технический проект ПАЗ применительно к танку Т-54А был разработан и утверждён в июле 1956 года. Он пересматривал конструкцию отдельных деталей и узлов серийных танков для повышения их герметичности, учитывал размещение новой соответствующей аппаратуры и исполнительных механизмов. Согласно графику работ, в 1957 году один серийный танк Т-54А был переоборудован с установкой ПАЗ для проведения межведомственных испытаний. Последние прошли успешно, но некоторые замечания всё же прозвучали. Поэтому доработка документации продолжалась ещё в начале 1958 года. Затем пакет конструкторской документации, подготовленной под серийное производство, был передан в Нижний Тагил.

В ряде источников утверждается, что документация по ПАЗ была передана из Харькова тагильчанам либо ещё в 1956 году, либо во втором полугодии 1959 года. Однако документы чётко указывают на 1958 год. Причём тогда же выяснилось, что документация устарела! Она была, как упоминалось выше, разработана под монтаж системы ПАЗ в танке Т-54А, но на тот момент уже велось серийное производство более совершенной модификации – Т-54Б. Этот танк, хоть и был внешне похож на предшественника, всё же достаточно серьёзно отличался от него по внутреннему устройству.

От прототипа к серийному производству: появление Т-55

Ещё летом 1957 года были разработаны две очень близкие машины, являющиеся дальнейшим развитием танка Т-54Б. Первая получила заводское обозначение «Объект 137Г2М» и наименование Т-54БМ. Вторая имела обозначение «Объект 155».

Размещение боекомплекта в танке.

Топливные баки-стеллажи (правый и левый).

Они отличались оснащением: на Т-54БМ в качестве стабилизатора вооружения остался двухплоскостной «Циклон», на «Объекте 155» был поставлен новый образец «Метель». На Т-54БМ в качестве зенитного был установлен 14,5-мм пулемёт КПВТ, а вот с «Объекта 155» зенитный пулемёт, наоборот, был снят. В остальном обе машины были практически идентичны.

На них были применены так называемые «баки-стеллажи» (или «мокрая укладка»). Во многом благодаря этому их боекомплект вырос с 34 (на серийном Т-54) до 43 выстрелов, а ёмкость забронированных баков возросла с 532 до 680 литров. Установка даже нескольких баков в передней части, под верхним лобовым листом, вызывала опасения возникновения пожара или детонации в случае их пробития. Но испытания реальными обстрелами на полигоне показали, что при попадании кумулятивного снаряда дизтопливо просто вытекало, а баки защищали экипаж от поражения вторичными осколками. В результате запас хода танков увеличился на 40%.

Два образца Т-54БМ испытывались с ноября 1957 по январь 1958 года включительно. Пара «Объектов 155» проходила испытания на полигоне НИИБТ зимой и весной 1958 года. По их результатам и было решено принять танк «Объект 155» на вооружение, но в несколько изменённом облике: без зенитного пулемёта и с прежним стабилизатором «Циклон», поскольку новый («Метель») ещё требовал доработки.

 

Танк Т-55 установочной серии с башней Т-54Б из задела. Обратите внимание на наличие основания правого люка. При этом отсутствует зенитная установка. Источник: Павлов М. В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1945-1965гг. Часть I. Лёгкие, средние и тяжёлые танки. – Кемерово, 2021.

Именно в таком виде первые серийные танки Т-55 сошли с конвейера завода в Нижнем Тагиле в июне 1958 года. Интересно, что первые Т-55 июньского выпуска 1958 г. имели башни из задела под производство танков Т-54Б. Поэтому основание правого башенного люка танков Т-55 и Т-54Б было аналогичным. Кроме того, до апреля 1959 года прожектор «Луна-2» устанавливался на Т-55 так же, как на Т-54Б: прямо на маске пушки. Его замена на качающуюся конструкцию была связана с необходимостью улучшить герметизацию маски из-за введения ПАЗ.

Также часто возникает вопрос о причинах несимметричности башни как Т-55, так и Т-54, начиная с модели 1951 года.

Смещение оси пушки вправо от осевой линии танка на 50 мм и более развитая левая сторона башни объясняются необходимостью размещения там наводчика. Компоновка башни была настолько плотной, что иного выхода просто не было. Образно говоря, внешняя броневая оболочка облегала внутренности как хорошая лайковая перчатка.

Двигатель В-55 в продольно-поперечном разрезе.

Что же касается ПАЗ, то харьковскую документацию пришлось перерабатывать применительно к конструкции Т-55, заметно отличавшегося от Т-54А по компоновке. Испытания противоатомной защиты на Т-55 завершились только к концу 1958 года. Напомним, танк был принят на вооружение в мае, а выпускался с июня того же года.

Официально ПАЗ была введена на Т-55 с апреля 1959 года. Таким образом, внедрение противоатомной защиты в конструкцию Т-55 не стало определяющим фактором для внешнего вид танка, вопреки ряду утверждений. Облик Т-55 определял целый комплекс новшеств, главными из которых стали увеличенный боекомплект и новая силовая установка.

Ложка дёгтя

Как в любом новом деле, в конструкции Т-55 не обошлось без досадных просчётов и накладок. Речь о новых баках. Главный конструктор танка Леонид Карцев вспоминал:

«Однажды – уже не помню, для чего – меня срочно вызвали в Москву. По возвращении мне доложили, что при сходе первого танка Т-55 с конвейера оказалось, что в средний бак невозможно залить топливо из-за смещения люка в крыше танка относительно заправочной горловины бака на 57 мм. Как выяснилось, при переиздании чертежей опытной партии в серийные конструктор А. С. Серикова допустила ошибку».

Один из ранних Т-55. Вероятно, Белорусский военный округ. Судя по состоянию буксировочного троса (в упаковочной промасленной бумаге) и наличию деревянных транспортных клиньев, машина только что прибыла с завода. Наличие штатных бочек и крепление осветителя «Луна» к маске пушки дают основания датировать выпуск машины ориентировочно мартом-апрелем 1959 г. Из особо интересного – наличие забашенной корзины, которая не отмечена больше ни на одном фотоснимке. Источник: Коллекция автора.

Герман Моргунов, работавший в это время конструктором в отделе систем двигателя тагильского КБ, приводил следующий интересный эпизод: в 1959 году на новых танках Т-55, произведённых Уральским танковым заводом и поставленных в Белорусский военный округ, были выявлены течи топлива из носовых баков. По мере выработки топлива при движении в баке возникали волны, которые создавали значительные ударные нагрузки на боковины. Такая проблема возникала особенно часто на пересечённой местности и половинной заполненности бака. Это приводило к отрыву лап крепления бака и возникновению течи по трещинам.

Дефект устраняли путём укрепления бака как со стороны отделения управления, так и через лючок для слива топлива. Однако вопрос нужно было решать кардинально. Конструктор отдела Владимир Семененко (ещё с довоенным стажем работы в КБ) предложил оригинальную и надёжную конструкцию крепления носового бака к броне. Он предложил загонять бак струбцинами в клин носа, между верхней и нижней броневыми лобовыми деталями корпуса танка:

«В результате лапы на боковинах бака оказались не нужны. Нечего стало отрывать от бака и, сама собой, исчезла вероятность появления течей».

Ведущим инженером машины первоначально являлся К. А. Добрускес. Но вскоре после истории со смещением лючка под заливную горловину в этой должности его сменил Ю. А. Левковский.

Серийный выпуск танка осуществлялся:

  • с 1 июня 1958 года по 1 июля 1962 года – на заводе № 183 в Нижнем Тагиле;
  • с I квартала 1959 года по IV квартал 1963 года – на заводе №7 5 в Харькове;
  • с IV квартала 1959 года по 1963 год – на заводе № 174 в Омске.

Всего для Советской Армии было выпущено 7 962 танка Т-55. 16 июля 1962 года на вооружение была принята модификация танка (Т-55А) с ещё более усиленной системой защиты от ядерного оружия. Хотя в реальности ПАЗ танку так и не пригодилась.

На зависть соперникам

Американский танк M60: вид спереди слева и сзади справа. Источник: Архив Lesta Games.

Наиболее важными качествами T-55 оказались простота и неприхотливость.

Гарантийный пробег танка был поднят до 2 000 км. Средний ремонт (в ремонтно-восстановительном батальоне) назначался после 7 000 км пробега, а капитальный (на бронетанковом ремонтном заводе) – при пробеге в 11 000 км. Эти показатели впечатляют даже сейчас.

В сравнении Т-55 с машинами потенциальных противников, американский М60 формально имел одинаковые показатели удельной мощности с советским танком. При этом он проигрывал Т-55 в подвижности в силу низкого КПД своей гидромеханической трансмиссии.

Системы стабилизации вооружения М60 не имел. Его 105-мм пушка М68 – аналог знаменитой английской L7 – имела дульную энергию 607,5 тонно-метра. У Д10-Т она была выше – 647 тонно-метров. Также американский танк проигрывал в характеристиках защиты, но обладал лучшей обзорностью и системой управления огнём.

Тем не менее, Т-55 демонстрировал отличные результаты в реальных боях ряда военных конфликтов второй половины XX века. Он был снят с вооружения свыше полусотни лет спустя, став поистине танком-долгожителем.

Танк Т-55 в финальном серийном облике – одной из самых поздних серий выпуска. Источник: Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945-1965гг. Часть I. Лёгкие, средние и тяжёлые танки. – Кемерово, 2021.

Источники и литература

Развернуть

1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

2. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ).

3. Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945-1965гг. Часть I. Лёгкие, средние и тяжёлые танки. – Кемерово, 2021.

4. Солянкин А., Желтов И., Попов Д. Бронетанковый календарь. 513 памятных событий в истории отечественных танковых войск и танкостроения. – М., 2017.

5. Устьянцев С., Колмаков Д. Боевые машины «Уралвагонзавода». Танки Т-54/Т-55. – Нижний Тагил, 2006.

6. Костенко Ю. П. Танк. Человек, среда, машина. – М., 2001.

7. Костенко Ю. П. Танки (воспоминания и размышления). – М., 1996.

8. Танки и люди. Дневник главного конструктора А. А. Морозова. – Харьков, 2007.

9. Карцев Л. Н. Моя судьба – Нижний Тагил. – М., 2012.

10. Моргунов Г. А. Трасса жизни. – Нижний Тагил, 2017.

11. Шумилин С. Э. Т-54/Т-55 советский основной танк. Часть 1. Военно-техническая серия №102. – Киров, Харьков, б.г.

12. Устьянцев С. В., Пислегина А. В., Фахретденова А. Х. Элита российской индустрии. Уралвагонзавод. – Екатеринбург, 2001.

13. Лютов В. В., Вепров О. В. ОАО «Электромашина», СКБ «Ротор» Нам вместе сто лет. Страницы истории. – Челябинск, 2004.

14. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55. – М., 1960.

15. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55. – М., 1965.

16. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55. – М., 1969.

17. Танк Т-55. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М., 1983.

Свернуть

Закрыть