Танкоград: крупнейшая кузница танков в мире

< Назад Записаться на турниры >

Тематические боевые задачи

2 октября 12:00 (МСК) — 9 октября 12:00 (МСК)

История Танкограда, часть 1
Условие:
За бой заработать 350 единиц «чистого» опыта.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • 5 раз в сутки
  • Техника IV – X уровней
  • Выполняется после первой победы
 
Награда:
×1,5
Опыт
История Танкограда, часть 2
Условие:
По итогам боя попасть в топ-10 по опыту в своей команде.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • Техника IV – X уровней
  • 5 раз в сутки
 
Награда:
×1,5
Опыт экипажа
История Танкограда, часть 3
Условие:
За любое количество боёв заработать 15 000 ед. «чистого» опыта.
Ограничения:
  • «Случайные бои», «Генеральное сражение»
  • 1 раз на аккаунт
  • Техника IV – X уровней
 
Награда:
100 000
Кредиты
×3
Личный резерв: +200% к свободному опыту и опыту экипажа на 1 час
×3
Предбоевая инструкция для оборудования «Смазка стабилизаторов»
×6
Надпись «Беспощадный»
×6
Декаль «Звезда Мира танков»
 
 
 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в акции. Войти

Андрей Маральский, Юрий Бахурин

Танкоград: крупнейшая кузница танков в мире

После окончания Первой мировой войны ни у кого из военных специалистов в мире не было сомнений в том, что она повторится вновь и будет «войной моторов». Советскому Союзу в этом отношении требовалось навёрстывать отставание от западных стран в области машиностроения. Финансовую основу для развития промышленности составляли экспортные поставки зерна и другой продукции сельского хозяйства, а для этого, в свою очередь, требовались тракторы (много тракторов!).

В США были закуплены сразу три тракторных завода: Харьковский, Сталинградский и Челябинский. География их строительства была выбрана в том числе с учётом военно-мобилизационных соображений: производства были рассредоточены и эшелонированы. К началу 1930-х годов, то есть к моменту запуска этих предприятий, СССР ещё только подходил к широкомасштабному развёртыванию производства танков, поэтому танкостроение и тракторостроение развивались некоторое время параллельно, но независимо друг от друга.

В 1930-е годы предполагалось, что на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) будет развёрнуто производство танков Т-29, но проект закрыли секретным постановлением Комитета обороны при Совете народных комиссаров от 7 августа 1938 года. Всё это время ЧТЗ выпускал тракторы (вплоть до сотни машин в день).

Вновь проблема выпуска танков была поднята в 1940 году. 19 июня ЦК ВКП(б) и правительство страны решили организовать на ЧТЗ производство «танков типа КВ» конструкции ленинградского Кировского завода. 20 июня того же года вышел приказ наркома среднего машиностроения И. А. Лихачева «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина». В приказе говорилось: «Директору завода т. Соломоновичу: а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка КВ по чертежам Кировского завода; б) в 1940 г выпустить опытную партию в количестве 5 шт.». На ЧТЗ приступили к организации танкового отдела № 3. В него вошли уже опытные специалисты и руководители: М. Ф. Балжи и Л. Б. Тевелев; первостроители ЧТЗ, руководители конструкторских групп С. А. Быбин, Н. Ф. Шилов, а также инженеры-конструкторы П. В. Мицын, Н. Ф. Карпачев, А. Р. Подругина и др.

Новая работа давалась нелегко. Разбирая конструкцию КВ, челябинцы пытались адаптировать её к особенностям производства на ЧТЗ, главной из которых были поточные линии – конвейер, в то время как в Ленинграде танки КВ собирались на стапелях. Кроме того, в чертежах, подготовленных специалистами обоих заводов, встречались расхождения и возникали дискуссии, арбитром в которых приходилось выступать и самому наркому среднего машиностроения В. А. Малышеву.

Сборка первого опытного образца челябинского КВ велась на небольшой площадке механосборочного цеха, закрытой от посторонних высокой металлической загородкой. У входа в неё стоял вооруженный часовой, пропускавший людей по специально утверждённому списку. В ночь с 31 декабря 1940 года на 1 января 1941 года из ворот механосборочного цеха вышел первый челябинский танк КВ. Его испытателями были Л. П. Тихонов и В. М. Земляков.

С февраля 1941 года выпуск танков КВ на ЧТЗ начал происходить по нарастающей, но все ещё недостаточными темпами. Серийное производство на ЧТЗ было запланировано в объёме 300 танков КВ-1 и КВ-2; на деле к 1 июля 1941 года было изготовлено всего 25 танков КВ-1 с пушкой Ф-32, а производство КВ-2 так и не было освоено. Заводу остро не хватало специалистов и мощностей. Директору ЧТЗ Соломоновичу был объявлен строгий выговор, а 4 апреля 1941 года его сняли с должности.

Несмотря на сложности с освоением производства танка КВ-1, весной 1941 года ЧТЗ получил новое задание — начать подготовку к выпуску танка КВ-3. Разворачивать производство предлагалось параллельно с созданием и отработкой машины, но к 22 июня 1941 года на Кировском заводе в Ленинграде было изготовлено только шасси с двигателем опытной машины, а вывезти её в Челябинск просто не успели. В итоге, выпуск КВ-3 в планах был сдвинут на вторую половину 1942 года, а к тому времени машина утратила актуальность.

Кроме того, начавшаяся война потребовала скорейшего исправления ситуации с выпуском серийных КВ. Для этого было решено всё же попробовать поставить этот танк на конвейерное производство. В Челябинск прибыл главный инженер завода № 183 С. Н. Махонин вместе с конструктором Н. Л. Духовым (первый станет главным инженером и заместителем директора завода, второй — возглавит СКБ-3). Опираясь на опыт челябинцев в работе на тракторном конвейере, а также завода № 183, выпускавшего Т-34, Махонину удалось создать конвейер и в Челябинске. Однако из-за срыва поставок комплектующих с заводов-смежников наладить должный ритм его работы не удалось. Через два месяца после пуска конвейер остановили по приказу Ж. Я. Котина, а танки КВ стали собирать так же, как ранее в Ленинграде — на стендах.

С 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены. Если с начала года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1%, то с 1 июля по 1 октября 1941-го он вырос уже до 42,8%, а с октября поднялся до 92,7%. Наркомат станкостроения обязывался отгрузить ЧТЗ вперёд всех потребителей 700 металлорежущих станков, наркомат черной металлургии — немедленно приступить на Уральских и Сибирских заводах к прокату специальных марок сталей с расчётом с августа 1941-го полностью прекратить завоз металла для производства танков КВ с заводов юга и запада СССР. Перевод Госпроектного института № 8 из Ленинграда в Челябинск и схожие решения стали предвестниками большой эвакуации, по итогам которой ЧТЗ из завода, хоть и достаточно крупного, превратился в крупнейший центр танкостроения в стране.

При этом, как ни странно, ленинградский Кировский завод с его производством танков КВ отправлялся в Нижний Тагил, а заводу № 174 имени К. Е. Ворошилова, выпускавшему легкие танки Т-26 и Т-50, предписывалось эвакуироваться в Челябинск. В последний также направилась часть оборудования Ижорского завода, предназначенная для производства корпусов Т-50. Первые эшелоны с людьми и оборудованием завода № 174 начали разгрузку в Челябинске в конце августа 1941 года.

12 сентября 1941 года был сформирован особый Народный комиссариат танковой промышленности. И только 4 октября постановлением ГКО № 734сс «О Кировском и Ижорском заводах и заводе № 174» была внесена окончательная ясность: местом новой прописки Кировского завода становится Челябинск, а завод № 174 едет дальше — в Чкаловск (ныне Оренбург). 6 октября 1941 года приказом наркома танковой промышленности СССР, «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором был назначен И. М. Зальцман.

В октябре 1941 года на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был создан танковый отдел. Для приема оборудования из Ленинграда был построен новый механосборочный корпус площадью 12 тысяч м², механический цех для обработки отдельных деталей, сборочный цех. В общей сложности скоростными методами на заводе были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч м², и заново смонтировано 17 тыс. станков.

Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков: начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15 машин. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года танк КВ состоял из 23 453 деталей, то к 1 сентября 1941 года их число сократилось до 11 647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в 4-м квартале 1941 года, в сравнении с 3-м, выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раз, а по сравнению с первой половиной 1941 года — в 17 (!) раз. Все основные цехи перешли на казарменное положение.

В начале ноября 1941 года был учреждён «Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ» в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбомоторного завода №76, моторного завода №75. Позднее в его состав вошёл броневой завод № 200 (сегодня – Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе), выделившийся из довоенного завода № 78. Директором и главным конструктором всего комбината были назначены И. М. Зальцман и Ж. Я. Котин.

В марте 1942 года приказом НКТП был создан опытный танкомоторный завод № 100 на базе Опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова. В составе образовавшегося завода находились конструкторские и исследовательские подразделения. Этим же приказом на новую структуру возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам». В конце 1943 года Опытный завод № 100 был выделен из состава ЧКЗ.  Фактическим руководителем этого завода с момента создания и до конца войны был Ж. Я. Котин. После ухода с ЧКЗ Ж. Я. Котина главным конструктором головного завода стал Н. Л. Духов. Ещё одним конструкторским бюро стало дизельное Специализированное конструкторское бюро (СКБ-75) во главе с И. Я. Трашутиным. В Челябинске оно пополнилось специалистами по двигателям тракторного завода.

Так был создан самый мощный в мире комбинат по крупносерийному производству тяжёлых танков и танковых моторов — Танкоград. Но откуда возник этот «топоним»? Кто его автор? Долгое время считалось, что «Танкоград» — это некое коллективное народное творчество. Некоторые приписывали авторство директору завода Зальцману. Если же говорить о дате, то называли и 1941 год, но чаще победный 1945-й. Сегодня авторство и дата ввода этого слова в обиход установлены точно. Согласно данным кандидата исторических наук И. А. Новикова, впервые термин «Танкоград» появился 7 мая 1942 года в газете «Известия» в статье Л. В. Никулина «Танкоград». Её автор в начале Великой Отечественной войны с семьёй был эвакуирован в Челябинск и в декабре 1941 года назначен директором Челябинского областного книжного издательства. 23 октября 1942 года главная газета Советского Союза «Правда» на своей первой полосе опубликовала заметку «Патриотический почин молодых танкостроителей». В ней в качестве места действия указан не Куйбышев, Свердловск, Челябинск или «город N», а именно так: «Танкоград. 22 октября (ТАСС)». Содержание заметки и упомянутая в ней фамилия бригадира Саламатова дают чёткую привязку к месту действия — Челябинск. Таким образом, Танкоград утвердился на «медийной» карте.

На лето 1942 года приходится ещё одно достижение Танкограда, кажущееся невозможным. Постановлением ГКО № 1958сс от 3 июля 1942 года «О танках Т-34 и Т-70» предписывалось развернуть на ЧКЗ производство танков Т-34. С этой «новостью» 15 июля 1942 года на завод прибыл назначенный наркомом танковой промышленности Зальцман. Это было вынужденное решение, вызванное необходимостью восполнить потери после остановки производства Сталинградского тракторного завода. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 — в сентябре, а в октябре — уже 350. Завод как бы разделился на два независимых производства. Здесь появились самостоятельные цехи для выпуска тяжёлых машин и отдельно — для средних танков. В некоторых цехах было организовано смешанное производство. Выпуск средних танков на ЧКЗ было решено производить снова по конвейерному принципу, на месте бывшего главного тракторного конвейера.

Это производство в корне меняло техническую политику завода. От мелкосерийной технологии, всё ещё сохранившейся на отдельных участках при изготовлении тяжёлых танков, следовало перейти к технологии массового производства. В считанные дни нужно было установить 1 200 станков, доставленных на завод, и около 700 переместить из одного цеха в другой. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи рабочих и мастеров работе над новой машиной.

22 июля 1942 года конструкторское бюро выдает рабочие чертежи деталей Т-34, а через четыре дня каждый цех получает конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить. Вся работа по подготовке производства была проведена за 33 дня. Поточная сборка Т-34 на ЧКЗ была запущена 22 августа 1942 года. К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжёлых машин.

Конструкторы ЧКЗ также внесли свой вклад и в совершенствование Т-34. В начале 1943 года ими был разработан новый фильтр очистки воздуха «Мультициклон», что улучшило работу и ресурс двигателя. В том же 1943 году были проведены опыты с новыми катками Т-34, бандажи которых изготовлялись из профилированного проката с минимальной обработкой. Это давало огромную экономию трудозатрат и металла, так что челябинскую конструкцию и технологию приказом по Наркомату от 24 июля предлагалось немедленно внедрить на всех заводах, выпускающих «тридцатьчетвёрки». Была отработана командирская башенка Т-34 и установка на ней смотрового прибора, созданы улучшенные масляные радиаторы, и т. д.  «За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34» Н. Л. Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал лауреатом Сталинской премии (уже за усовершенствование конструкции тяжёлых танков). При этом ещё в апреле 1942 года Духов, а также заместитель директора ЧКЗ по танковому производству Ланцберг могли оказаться под судом за «выпуск недоброкачественных танков КВ на фронт». По этому поводу был заготовлен проект Постановления ГКО, ныне хранящийся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории. К счастью, дело не получило ход.

Возвращаясь к теме тяжёлых танков, отметим, что практически параллельно с организацией выпуска Т-34 на ЧКЗ был разработан и внедрён в серийное производство «скоростной» вариант КВ — танк КВ-1С. Через год, 8 августа 1943 года на вооружение Красной армии принимается новый вариант танка — КВ-85, вооруженный мощной 85-мм пушкой. Несколько ранее, в начале 1943 года в самые сжатые сроки на базе КВ разрабатывается и начинает выпускаться тяжёлая самоходно-артиллерийская установка СУ-152, получившая на Курской дуге от бойцов прозвище «Зверобой» за 152-мм орудие сокрушительной мощи.

4 сентября 1943 года ГКО Постановлением № 4043сс ставит перед челябинцами ещё одну, кажущуюся невыполнимой задачу — без снижения достигнутого объёма сборки танков и САУ, наладить производство совершенно новых тяжёлых танков ИС. В этих машинах, разработанных в конструкторском бюро Танкограда, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. В ночь на 31 октября 1943 года, без остановки производства ни на минуту, серийный выпуск танков ИС был начат досрочно, опережая сроки, указанные правительством. В августе 1944 года танки ИС встали на поточное производство — в Челябинске был пущен конвейер по сборке тяжёлых танков — на тот момент подобного не было нигде в мире!

Танкоград достиг невиданных темпов производства боевых машин. За годы войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов и выполнено множество других оборонных заказов.

Источники и литература

Развернуть
  • Документы Нижнетагильского городского исторического архива (НТГИА).
  • Документы Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО).
  • Документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
  • Информационные материалы Корпорации «Ростех».
  • Коломиец М. В. «Клим Ворошилов» – танк прорыва. М., 2006.
  • Конструктор Н. Л. Духов и его школа. Челябинск, 2004.
  • Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции «Архив в социуме — социум в архиве». Челябинск, 2023.
  • Мельников Н. Н. Модернизация танковой промышленности в условиях Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 2017.
  • Самуэльсон Л. Танкоград: секреты русского тыла. 1917-1953. М., 2010.
Свернуть
Закрыть