Заокеанское путешествие танка Т-34: как это было

Алексей Макаров

О танке Т-34 написано огромное количество книг и статей, снято множество документальных и художественных фильмов. Казалось бы, при таком обилии информации жизненный путь «тридцатьчетвёрки» должен быть известен полностью и во всех подробностях. Но это не так.

В истории этого легендарного танка осталось довольно много малоизвестных страниц. Об одной из таких, а именно о путешествии танка Т-34 в Америку, будет рассказано в этой статье.

11 июня 1942 года заместитель народного комиссара внешней торговли СССР А.Д. Крутиков сообщил начальнику ГАБТУ Красной Армии генерал-лейтенанту танковых войск Я. Н. Федоренко о том, что представители штаба Службы снабжения Военного Министерства США (United States Army Services of Supply) обратились в Советскую закупочную комиссию с просьбой о получении образцов новых советских танков. Как следовало из объяснений, американским военным танки были нужны для проведения всесторонних испытаний в целях изучения их конструкции.

Как Т-34 попал в США

Просьба была рассмотрена и удовлетворена на самом высоком уровне. Во второй половине июня 1942 года по личному указанию И. В. Сталина Наркомату танковой промышленности СССР было дано задание подготовить к отправке за границу три тяжёлых танка КВ-1 производства Челябинского Кировского завода и три средних танка Т-34 производства завода № 183, располагавшегося в Нижнем Тагиле.

Все танки должны были быть последнего выпуска и оборудованы радиостанциями. Из этих шести машин по одному танку КВ-1 и Т-34 планировалось отправить в США, еще по одному танку – в Великобританию, а оставшиеся два танка (КВ-1 и Т-34) были резервными.

В июле 1942 года завод № 183 выполнил данное задание и подготовил три танка Т-34 для отправки за границу, машины имели заводские номера У-420690, У-4206119 и У-4206127. По комплектации эти три танка несколько отличались от серийных танков Т-34, выпускавшихся в то время на заводе № 183. Например, на них были установлены комплекты опорных катков со штампованными дисками и резиновыми грузошинами, а также литые башни, изготовленные по чертежам 1941 г., менее просторные по сравнению с серийно выпускавшейся в 1942 году шестигранной башней (т. н. «гайкой»), но имевшие лучшую обзорность и противоснарядную стойкость. В остальном эти три танка Т-34 ничем не отличались от серийных собратьев.

1 августа 1942 года танк Т-34 № У-4206127 был отправлен с завода № 183 железнодорожным транспортом на станцию Бакарица (Архангельск) для погрузки на пароход, следовавший в США. Нужно отметить, что перед отправкой с завода танк тщательно подготовили к длительной транспортировке по морю. Подготовка заключалась в следующем:

  • в тщательной окраске танка (не менее 3-х раз изнутри и снаружи);
  • промазке солидолом люков в днище и элементов ходовой части;
  • заклейке всех люков и отверстий в корпусе и башне танка клеёнкой или полотняной калькой, покрытой лаком;
  • размещением внутри танка нескольких мешочков с хлористым кальцием, впитывавшим влагу;
  • полной заправке танка топливом и свежим маслом;
  • замене заряженных аккумуляторных батарей на батареи без электролита.

28 августа 1942 года заместитель начальника ГАБТУ КА генерал-майор танковых войск Б.М. Коробков в письме № 708758сс доложил И.В. Сталину:

«Докладываю, что согласно Вашему разрешению (13.6.42 г.) один танк Т-34 и один танк КВ погружены на пароход "Диролдж" в порту Архангельск для отправки в Соединённые Штаты Америки. Вместе с ними погружены запасные части, боеприпасы и горюче-смазочные материалы для них в количестве 123 мест. Отправка парохода предполагается в первых числах сентября 1942 г.».

Танки и прилагавшийся к ним груз предназначались для Испытательного центра Абердинского испытательного полигона (штат Мэриленд) и имели маркировку «Commanding General Aberdeen Proving Ground Aberdeen, Maryland, U.S.A.». В порт Нью-Йорка пароход «Диролдж» прибыл 10 ноября 1942 года. И сразу же после разгрузки танки Т-34 № У-4206127 и КВ-1 № 11302 вместе с прилагавшимся к ним запасными частями и горюче-смазочными материалами были отправлены на Абердинский полигон.

Испытания танка Т-34 в США

Испытания танка Т-34 на Абердинском полигоне начались 29 ноября 1942 года и продлились до 7 апреля 1943 года. На начальном этапе испытаний специалисты полигона провели тщательный технический осмотр танка с определением его тактико-технических характеристик.

Танк Т-34 № У-4206127 на Абердинском полигоне.

Кроме того, танк взвесили, сфотографировали в разных ракурсах, провели пробную стрельбу из пушки Ф-34. Также Т-34 подготовили к показам для высших офицеров-танкистов армии США, которые состоялись 7 и 18 декабря 1942 года. 

Танк Т-34 был подвергнут всесторонним испытаниям, включавшим в себя испытания по определению обзорности, центра тяжести, удельного давления на грунт, проходимости, максимальных и минимальных скоростей движения, минимальных радиусов поворота, времени разгона и торможения танка, тяговых свойств, расхода топлива и масла, скорости вращения башни, усилий на маховиках поворотного и подъёмного механизмов пушки, а также длительным ходовым испытаниям.

Также были проведены сравнительные испытания по преодолению естественных и искусственных препятствий, в которых танк Т-34 участвовал вместе с новым американским средним танком M2A4 «Шерман», оборудованным спаркой шестицилиндровых дизелей.

С особым интересом американские военные изучали вооружение «тридцатьчетвёрки», в особенности 76,2-мм пушку Ф-34 и ее прицел. 

В период с 1 по 13 марта 1943 года танк Т-34 находился на стрельбище полигона, где его артиллерийские испытания проводили специалисты отдела вооружения и боеприпасов.

Средства внешней и внутренней связи танка Т-34 – радиостанция 9-Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3Р – были демонтированы и испытывались отдельно в специализированной лаборатории связи в Кэмп Коулсе (штат Нью-Джерси).

В рамках испытаний работники Абердинского полигона провели лабораторные исследования советских горюче-смазочных материалов, используемых в танке Т-34, артиллерийских выстрелов к пушке Ф-34, образцов стружки брони для определения её химического состава, а также провели отдельные лабораторные испытания воздухоочистителя и траков.

Для ознакомления с конструкцией танков Т-34 и КВ-1 Абердинский полигон посещали офицеры Детроитского автобронетанкового центра, офицеры Управления Военного снабжения армии Канады, а также представители американских танкостроительных фирм. Столь большой интерес к танкам Т-34 и КВ-1 был вызван прежде всего тем, что в США советские танки испытывались впервые и особенности их конструкции американским танкистам и танкостроителям были малоизвестны. 

Именно поэтому испытания танков Т-34 и КВ-1 проводились не по типовой программе полигонных испытаний, а по расширенной объединённой программе, специально разработанной штабом Управления материально-технического снабжения Военного Министерства США. Основными целями испытаний было изучение конструкции советских танков и определение их боевых и эксплуатационных свойств, а также получение технических данных и решений для дальнейшего использования их при проектировании собственных новых танков.

Однако полностью выполнить программу испытаний танка Т-34 американцам не удалось. 7 апреля 1943 года танк Т-34 был отправлен в 14-ти часовой пробег. После 2 часов и 15 минут движения из-за попадания постороннего предмета между траками и ведущим колесом у танка лопнула правая гусеница.

Поврежденные траки танка Т-34.

Повреждённые траки заменили, танк продолжил пробег и пробыл в пути ещё 7 часов 45 минут, после чего начались проблемы с переключением передач и работой двигателя – давление масла упало и дизель В2-34 стал работать с перебоями. Пробег был прекращён, а танк отбуксировали в парк для выяснения характера повреждений.

В ходе проведённого осмотра выяснилось, что воздухоочиститель почти полностью заполнен пылью, значительная часть которой попала во всасывающие коллекторы двигателя. Дальнейший демонтаж дизеля из танка и его разборка показали, что поршневая группа двигателя сильно изношена, при этом два поршня совершенно вышли из строя. Кроме этого, был обнаружен большой износ подшипников распределительного вала, повреждение прокладки головки правого блока цилиндров, закупорка масляного фильтра и разрегулированность фаз газораспределения двигателя.

После тщательной дефектовки испытатели пришли к выводу, что двигатель непригоден для дальнейшей эксплуатации и нуждается в капитальном ремонте. Как было указано в отчёте, двигатель вышел из строя по комбинации двух причин – недостаточного умения обращаться с этим танком и плохой конструкцией воздухоочистителя.

Воздухоочиститель, установленный на дизеле В2-34.

Под «недостаточным умением обращаться с танком», вероятно, подразумевалось несоблюдение правил технического обслуживания танка Т-34. И, в частности, его воздухоочистителя, очистку которого в летний период полагалось производить не реже, чем через каждые 3-5 часов работы двигателя. Нужно отметь, что перед началом последнего 14-ти часового пробега танка Т-34 его воздухоочиститель был почищен, но заправлялся ли он маслом и с какой периодичностью очищался до этого, история умалчивает.

Таким образом, в результате выхода из строя дизеля В2-34 танк Т-34 был снят с испытаний и в конце апреля 1943 года без двигателя вместе с танком КВ-1 отправлен на военную базу Форт-Нокс для показа слушателям школы бронетанковых сил США. А в испытательном центре Абердинского полигона в это время приступили к составлению отчёта о проведённых испытаниях.

Как американцы оценили Т-34 после испытаний

В качестве сильных сторон танка Т-34 американцами были отмечены следующие особенности его конструкции: 

  • низкий силуэт, обеспечивавший хорошую маскировку танка;
  • удачную конструкцию корпуса и башни, обеспечивающую высокую противоснарядную стойкость за счёт больших углов наклона броневых листов;
  • надёжные и простые по конструкции танковые пулемёты ДТ;
  • превосходный прицел (после испытаний прицелы с танков Т-34 и КВ-1 были сняты и отправлены для дополнительных лабораторных исследований во Франкфордский Арсенал);
  • удачное размещение боекомплекта к пушке Ф-34 в нижней части корпуса (укладка 76,2-мм артиллерийских выстрелов в полу боевого отделения);
  • хорошая обзорность из танка (панорама ПТК была признана отличной, а остальные смотровые приборы – относительно примитивными, но при этом удовлетворявшими всем требованиям); 
  • заднее расположение ведущих колёс, делающее ходовую часть танка менее уязвимой и способствующее лучшему натяжению гусениц при преодолении препятствий;
  • ­более высокую проходимость по грязи, снегу и пересечённой местности, чем у американского среднего танка М4А2 «Шерман».
  • высокую подвижность, обусловленную использованием дизеля в качестве танкового двигателя.

Оригинал отчета по испытаниям танка Т-34 на Абердинском полигоне.

Относительно дизеля В2-34 американскими военными в отчете было отмечено, что двигатель очень лёгок для своих размеров, т.к. большая часть деталей изготовлена из алюминия. Чувствуется стремление к компактности. Полных данных динамометрических испытаний двигателя ещё нет, но можно смело сказать, что он эффективен, экономичен и водитель располагает достаточным запасом мощности для управления танком. Заинтересовала американцев и система воздушного пуска дизеля.

К слабым сторонами «тридцатьчетвёрки» прежде всего была отнесена устаревшая по американским меркам конструкция трансмиссии, агрегаты и механизмы которой на протяжении ходовых испытаний работали не вполне надежно и часто выходили из строя. Кроме этого, в отчёте американской стороной были отмечены следующие недостатки танка Т-34, выявленные в ходе испытаний:

  • недостаточное по американским стандартам качество изготовления всего танка;
  • несовершенная конструкция воздухоочистителя;
  • недостаточно эффективная работа системы охлаждения двигателя;
  • трудность управления танком на высоких скоростях на твердом грунте;
  • недостаточная плавность хода при движении по сильно пересечённой местности, негативно влияющая на меткость стрельбы с хода;
  • необходимость частых регулировок органов управления танком (особенно тяг управления коробкой передач).
  • неудобное рабочее место механика-водителя.

Интересный обмен мнениями относительно эргономики рабочих мест танка Т-34 состоялся на одном из показов, проходившем на Абердинском полигоне с участием офицеров из Советской закупочной комиссии в США.

Рабочее место механика-водителя танка Т-34.

На заявление американской стороны о том, что рабочее место водителя чрезвычайно неудобно, т.к. даже человеку среднего роста работать на нём очень трудно, советские представители ответили:

«Эти танки служат для того, чтобы в них воевать, а не жить».

Но в целом, несмотря на достаточно большое количество выявленных недостатков, «тридцатьчетвёрке» была дана высокая оценка. В заключительной части отчёта танк Т-34 был признан в основном хорошим танком, удобным для массового производства полуквалифицированной рабочей силой. При этом американским танкостроителям было рекомендовано воспользоваться советским опытом массового производства танков и отказаться от излишней внешней отделки танковых деталей (там, где в этом нет необходимости), с целью более рационального использования станочного парка и рабочего времени для увеличения выпуска танков.

Нужно отметить, что при составлении отчёта специалистами Абердинского полигона основной акцент делался на тех аспектах испытаний, в которых танк Т-34 показал свои лучшие качества. Американцы предполагали, что недостатки и дефекты, выявленные в ходе испытаний, хорошо известны советской стороне и уже устранены на танках Т-34 более поздних выпусков. Во многом это было правдой. Так, например, столь непонравившийся американцам воздухоочиститель типа «Помон» с конца 1942 года перестал устанавливаться в танки Т-34, его место занял более совершенный воздухоочиститель типа «Циклон». Также к концу 1942 года была существенно повышена надёжность работы агрегатов и механизмов трансмиссии танка Т-34.

Судьба Т-34 после заокеанского вояжа

В заключение нельзя не сказать о дальнейшей судьбе трёх «экспортных тридцатьчетвёрок» – танка, которому посвящена данная статья, и двух его «собратьев».

Танк Т-34 № У-4206127 на Абердинском полигоне, наши дни.

После показа в Форт-Ноксе танк Т-34 № У-4206127 был возвращён на Абердинский полигон. В дальнейшем для демонстрации внутреннего устройства танка в его башне и корпусе были вырезаны фрагменты брони. В таком виде танк сохранился до наших дней.

Танк Т-34 № У-420690 летом 1943 года был отправлен в Великобританию, где также проходил всесторонние полигонные испытания. После завершения Великой Отечественной войны эта машина была сдана в утиль и уничтожена. Но от нее сохранилась пушка Ф-34, в настоящее время экспонирующаяся в танковом музее в Бовингтоне.

Третий «экспортный» танк Т-34 № У-4206119 остался в СССР. Он сохранился до наших дней в первозданном виде и находится в Москве в Центральном музее вооруженных сил (ЦМВС РФ).

Закрыть