- «Звёздный лотос» — WZ-132-1
- «Альтаир-4» — К-91
- «Леона» — Bat.-Châtillon 25 t
Из записей Царёва, представителя советской стороны на международной технической выставке в Новосибирске:
«Да уж, как-то иначе я планировал провести отпуск. Нет, суточные от НППО вполне неплохие, да и город оказался неожиданно уютным и гостеприимным.
По первым впечатлениям всё неплохо... Вот только выставка ещё не началась, а следовательно, я толком и не начал работать. А работы навалом: французы и китайцы всё-таки довезли свои машины, и теперь мне надо придумать, как незаметно «собрать урожай». Ох уж эти шпионские игры.
Ладно, начнём с простого. Проверить микрофон, перезарядить плёнку, скрыть под лацканами все проводки... И почему я этим занимаюсь? Я не шпион, я дипломат. А если провалюсь? Хотя, это же Новосибирск, а не Париж, тут и стены должны помогать. Пусть лучше француженка и китаец беспокоятся, я готов поклясться, что у них ровно такое же задание от их властей. Ну да, конечно. Попробуйте-ка раздобыть советские секреты танкостроения. Тут как раз от Новосибирска вам недалеко ехать придётся.
За наш экспонат я спокоен. Если он функционирует хотя бы на 10% от того, как выглядит — мы в дамках. Эта выставка останется за нами. Никаких шансов конкурентам. Многие, конечно, схлестнули бы эти три машины где-нибудь на полигоне, чтобы, как говориться, в полный рост... Но нет, у нас мирная выставка. Наконец-то впервые рассматриваем танки как обычные экспонаты, объекты искусства, а не как...
Ладно, не нужно размякать. Через 10 минут уже лучезарную улыбку цеплять нужно».
Отличный парень этот Кан Тао, дружелюбный. Простой, как лом. Улыбается постоянно, что-то лепечет на своём, жестикулирует активно. Меня как схватил за пуговицу, так и давай водить вокруг своего танка, что-то видать интересное про него рассказывал. Смеётся, довольный такой. Типичный шпик, видали мы таких.
А что рассказывал-то? Вряд ли что-то по делу, голову дурил мне, не иначе. Ну а я вежливо кивал в ответ, пытался восхищение изобразить, всё одно не понимаю я его языка. А по-английски он плохо понимает. Ну, или вид делает.
Потом потащил меня к Альтаиру, всё своим фотоаппаратом щёлкал, вопросы задавал. Наверное. Ну тут я как учили: общие фразы, улыбка, обещания показать устройство «зеро эмишен пауэртрейн» (знать бы самому, что это). Всё твердил мне, «СССР — гуд!». Конечно, гуд, а ты думал, ты же не на сельхозвыставку приехал. Тут только лучшие изделия... Но вроде отстал, когда плёнку нащёлкал свою. Фонарик даже подарил. На память.
Тяжеловатый фонарик, как литой всё равно что... И поди знай, как его разобрать. А надо бы: многие вещи совсем не то, чем кажутся.
Кругом приятные сюрпризы и удачные стечения обстоятельств.
Тут сперва сорока на хвосте принесла, что мы ничего не успеваем, что какие-то трубки ещё не готовы, не протянуты. Потом выясняется, что для протяжки всех магистралей чуть ли не половину танка разобрать надо. Но нет, ты ж посмотри, пока машину на платформе до Новосибирска тянули, наши механики прямо на ходу всё в порядок привели. В Тюмени ещё застряли, но и это на руку оказалось — всё успели, блеск навели, ребята ещё и отоспались под брезентом. Надо по возвращении на них благодарственное письмо составить. Так это полдела ещё.
Уже в Новосибирске, когда я поезд встретил, к нам кран подогнали, чтобы танк с платформы снять, а он возьми — и сам с неё съедь. Ну что, мол, такого? А у встречающих глаза как блюдца, говорят, что уж точно не ожидали, что заявленный экспонат на ходу будет, мол, такого не было раньше. Я было хотел сказать, что у нас и орудие ещё стреляет, но одёрнули меня.
Ну и вишенка на торте: кто-то из инженеров предложил к названию четвёрку добавить. Уже к вокзалу подъезжали. Говорит, пусть, мол, думают, что у нас ещё как минимум три экземпляра или прототипа есть. Правильно, это не штучная сборка для выставок. У нас в СССР только крупные серии!
Надо было всё-таки про орудие сказать. Или про микрореактор атомный, зря что ли ставили?
Разместили нас в местной гостинице, я даже удивилась — тут почти как дома уютно. Так и не скажешь сразу, что за тысячи километров от Парижа. Любят гостей в Сибири, ведут себя вполне искренне.
Честно говоря, до сих пор не знаю, что тут выяснять. По первым впечатлениям — задание для школьного теста, не сложнее. Всё же и так понятно: русский пытается казаться своим, таким открытым и бесхитростным. Похоже, что просто играет роль назначенного представителя советской делегации. Он — принимающая сторона, ему тут явно скучно, для него это рутина. По крайней мере, он именно так себя ставит. Пфф, да у него на лице написано, что он тут явно не случайный человек. Мы таких в SDECE по косточкам разбирали, неинтересно. Китаец... С ним пока сложно, он вообще на контакт не идёт. Пока что. Ещё есть время.
А что до нашего танка... Вилланель, родная, ты же его видела сама. И как мы с тобой обе не ослепли от такой красоты? Элегантный холёный француз, за которого не стыдно в кои-то веки. И нет, в этот раз я не иронизирую. Передай нашим из «топаза», что дело пошло. Похоже, моё приключение тут только начинается.
Декаль «Мегаполис» |
|
Декаль «Рука-манипулятор» |
Декаль «Альтера Проксима» |
Глава 1 «Большая фотоохота» |
Глава 2 «Тёмная лошадка» |
Глава 3 «Из Парижа с любовью» |
Медаль «Мат в три хода» |