Рождённые войной. Танковые эвакуационные тягачи

«Движение — жизнь», как говорится. Особенно если мы говорим о «Мире танков» 😉 Недавно в игре появился автопереворот техники, но в реальности всё, конечно же, обстоит иначе.

Главными героями этой статьи станут тягачи-транспортеры, которые выполняли жизненно важные задачи для всей танковой бригады — сопровождение, эвакуация, подвоз боеприпасов и других материалов.

Вы узнаете об истории этих машин, а также сможете пройти тест на знание материала.


В 1930-е годы на страницах печати оживленно обсуждались вопросы оснащения всех родов войск гусеничными тягачами и транспортёрами. Преобладающее на тот момент мнение сводилось к следующему:

  1. В состав танкового соединения обязательно входили мощные, быстроходные, гусеничные тягачи-транспортёры. Непосредственно перед Великой Отечественной и в период первых месяцев войны существовала норма: пять тягачей на бригаду. Они сопровождали танковые соединения на маршах, эвакуировали аварийные машины к полевым ремонтным мастерским и железным дорогам, подвозили из тыловых складов боеприпасы, горюче-смазочные и другие материалы и т.п.
  2. Для артиллерии основным тягачом считался гусеничный, быстроходный арттягач. Яв­ляясь неотъемлемой частью артсистемы, тягач обеспечивал удобное размещение экипажа, орудийного расчёта, ЗИПа артсистемы и запаса снарядов. Во время боя тягач обеспечивал бес­перебойное обслуживание артиллерийских соединений по подвозу снарядов, необходимых материалов, продо­вольствия, людей и т. д.

В предвоенный период артиллерийские и транспортные тягачи средней массы — «Коминтерн», «Ворошиловец», «Сталинец-2» (С-2) — создавались на базе тяжёлых сельскохозяйственных тракторов.

В памятке по эвакуации танков 1941 г. указано, что «эвакуация машин с поля боя произво­дится танками или тракторами. Танк одного типа с аварийным легко справляется с задачей буксирования на слабо пересечённой местности в том слу­чае, когда не повреждена подвеска. На сильно пересечённой местности и при по­вреждённой подвеске необходим трактор или специальные приспособления».

Источник: Приложение № 3 к отчету по Государственным испытаниям дизеля В-2.
Полевые испытания дизеля Э-4С на тракторе «Ворошиловец» (т.т.) СССР НКАП Союзный завод № 75. Май-июнь 1939 г.

Целесообразность создания тягача на базе серийного танка была понятна ещё до войны. Харьковские танкостроители в довоенный период разрабатывали бронированный тягач А-42 на основе узлов и агрегатов танка Т-34. Компоновка машины с центральным размещением МТО помимо тягача позволяла создать целое семейство машин, но этому помешала война.

А-42

В 1944 году был создан артиллерийский тягач АТ-45. Он представлял собой быстроходный гусеничный специальный артиллерийский транспорт с размещением на нём расчёта и боекомплекта. Основные задачи: буксировка тяжелых орудий большой мощности, а также эвакуация аварийных средних и тяжёлых танков.

Как и довоенные тягачи, АТ-45 был универсальным. Однако, если с буксировкой пушек всё обстояло хорошо, то с эвакуацией танков под возможным огнём противника у небронированной машины могли быть проблемы. Кроме того, для выпуска достаточного количества тягачей не хватало мощностей, поскольку производство было ориентировано на танки.

Появление подобных машин связано с ситуацией, когда в ремонтных подразделениях танки (Т-34, а затем и Т-34-85) с неисправным вооружением переделывали в тягачи. Тягачи не оснащались башней — погон заваривалсяь броневым листом с люком. Для самообороны оставался пулемёт, установленный в шаровой опоре в лобовой детали корпуса. Аналогичным образом в тягачи переделывались тяжелые танки КВ-1, КВ-1С, ИС-1 и ИС-2.

Источник: Отчёт о предварительном проведении заводских испытаниях тягачей АТ-45. НКТП СССР. Ордена Ленина завод № 75. Июнь 1944.

В 1941-42 годах каждый Т-34 был на счету, его боевая ценность, даже с учётом длительного ремонта, была несравнима с ценностью тягача. Возможность создания тягачей на базе танков появилась только к 1944 году, после того, как войска были полностью обеспечены тяжёлыми и средними танками. Это и явилось причиной того, что первые тягачи на базе танков Т-34 стал применять не СССР, а его противник — Германия.

Поражения и отступления первого периода войны привели к попаданию в руки вермахта огромного количества советской техники, включая танки. Часть из них можно было использовать по прямому назначению, а часть поврежденных — переквалифицировать в тягачи, сняв башню. Такие машины появились уже в 1942 году и использовались на протяжении всей войны. Зачастую серьезные доработки не осуществлялись и шасси эксплуатировалось со снятой башней, а отверстие в подбашенном листе просто прикрывалось брезентом.

Также в ходе войны выяснилось, что использовать второй танк в качестве тягача –неэффективно. Во-первых, при повреждении одной машины из строя выходили сразу две – поврежденная и ее буксировщик. А во-вторых, буксировка тяжёлых машин неблагоприятно влияла на ресурс трансмиссии, двигателя и ходовой части танка-буксировщика, заставляя их работать в перегруженном режиме.

Моменты вытаскивания танка Т-34 из рва глубиной 1,2 метра.

Работы над артиллерийскими тягачами не прекращались и в военные годы. Так, 7 февраля 1942 года были утверждены тактико-технические требования для артиллерийского тягача на базе танка Т-34 с компоновкой трактора «Ворошиловец». Но до массового внедрения новинок было ещё далеко.

Первое применение Т-34 со снятой башней в качестве эвакуационного тягача в Красной армии документально зафиксировано только в 1943 году, в период Курской битвы. К тому времени советская промышленность восстановила и нарастила темпы производства в эвакуации, но «лишних» танков тогда, конечно, не было.

3 июня 1943 г. на техническом совете ГАБТУ было принято решение о создании бронированных тягачей на базе танка КВ и Т-34. Речь шла об использовании танков с поврежденными корпусами и башнями: постройка специальных машин на заводе требовала времени, а тягачи требовались танковым частям прямо сейчас. Фронтам разрешили переоборудовать по 10 танков КВ и Т-34, но после утверждения военными советами фронтов актов технического состояния машин.

Т-34 со снятой башней. Полевая ремонтная бригада лейтенанта Щукина. Июль, 1943 г. Источник: РГАКФД

По мере возможности машины могли вновь «переквалифицироваться» в танк — в случае появления башен, подлежащих ремонту и установке.

К началу 1944 года был преодолен дефицит танков, появились машины Т-34-85. Учитывая перелом и наступательный характер войны, подбитые в ходе боёв танки оставались на территории Красной армии, успешно восстанавливались и вновь вводились в строй. Государственный Комитет Обороны принял распоряжение № 5568с от 8 апреля 1944 года «О производстве тягачей на базе танка Т-34 на танкоремонтных заводах НКО». Согласно ему, с апреля 1944 осуществлялось производство тягачей в количестве 50 штук ежемесячно.

Эти тягачи были собраны, оборудованы и укомплектованы по утвержденным чертежам Т-34, без башни и вооружения (за исключением пулемета стрелка-радиста). Им полагалось иметь командирскую башенку, устанавливаемую в крыше боевого отделения; впрочем, на деле тягачи не всегда оснащались ею. Иногда роль комбашенки играл фрагмент крыши над двигателем Т-34 с люком, в который врезался смотровой прибор Мк. 4. В других случаях погон попросту заваривался броневым листом с люком в нём. Производство тягача Т-34-Т обр. 1944 года продолжалось примерно год, до окончания войны.

Несколько иначе обстояли дела с тягачами на базе тяжёлого танка КВ (КВ-Т). Такими машинами преимущественно занимались бронетанковые ремонтные заводы (БТРЗ). Первая партия тягачей в количестве 6 тягачей была выпущена на БТРЗ № 1 в феврале 1944 года на базе КВ-1С. Ещё 4 тягача были выпущены БТРЗ № 6 в феврале. Кроме того, единичные экземпляры КВ-Т выпускал БТРЗ № 7, а 6-ой танкоремонтный завод занимался массовым выпуском тягачей на базе КВ-1 и КВ-1С.

Однако в целом выпуск тягачей на базе тяжёлых танков был невелик: их в принципе выпускалось меньше, чем средних, а производство КВ-1С завершилось еще 1943 году. Аналогично КВ, в 1944 году на базе тяжёлого танка ИС-2 создавались тягачи ИС-2Т.

Т-34-Т обр. 1944 г. после войны. Источник: архив автора

На этом краткая история развития танковых тягачей времён войны завершается. Эти машины достойно выполняли поставленные задачи, но армии по-прежнему требовалось создание более совершенных и специализированных машин, оснащенных крановым оборудованием, грузовой платформой, тяговой лебёдкой и т. д.

Первым эвакуационным тягачом, выпускавшимся в послевоенный период, стал Т-34-Т выпуска 1947 г. на базе среднего танка Т-34 (Т-34-85). От­верстие в крыше корпуса танка закрыва­лось приваренным броневым листом, в котором располагались командирская башенка от Т-34-85 и люк сцепщика. Поскольку же потребность в доукомплектовании танковых частей тягачами и замене маломощных тракторов была все ещё велика, для этого использовались устаревшие Т-34-76, требующие капитального ремонта.

Постановка дымовой завесы для обеспечения эвакуации танка

Значительным шагом вперёд стал Т-34-Т выпуска 1957 г., разработанный в КБ Уралвагонзавода в 1956 году.

На корме корпуса тягача была установлена грузовая плат­форма для пере­возки бронетанкового имущества и горюче-смазочных материа­лов. Также на нём монтировалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 тс, что позволяло проводить замену двигателя, всех агрегатов и узлов трансмиссии и т. д. Для повышения тяговых качеств тягача в комплект ЗИПа входили 40 шпор для гусениц. Размещённый на тягаче табельный комплект такелажного оборудования для вытаскивания застрявших танков позволял собирать различные схемы полиспастов. Максимальное усилие вытаскивания, создаваемое с помощью комплекта, составляло 130 тс.

Т-34-Т обр. 1957 г. на испытаниях

Следующим этапом можно считать выпуск Т-34-Т выпуска 1958 г., разра­ботанный конструкторским отделом Центрального эксперимен­тального завода ДЭЗ № 1.

Усовершенствование тягача заключалось в установке двигате­ля В-2-34 с коленчатым валом от двигателя В-12-5, механизма отбора мощности, механической лебедки с приводом от двигателя, кран-стрелы, буксирного уст­ройства, грузовой платформы, системы подогрева двигателя и специальных приборов наблюдения. Тяговое усилие лебёдки составляло 25 тс. Длина троса равнялась 200 м. Имевшиеся на тягаче два блока позволяли создавать полиспасты для увеличе­ния тягового усилия на крюке до 75 тс.

Тягач Т-34-Т с уширенной гусеницей

При работе лебёдки для самозакрепления тягача на грунте предназначался анкер-сошник, который устанавливался с помощью троса ле­бёдки или вручную. С целью улучшения тяговых качеств в комплект ЗИП включались шпо­ры для гусениц. Разборная ручная кран-стрела и грузовая платформа были аналогичны Т-34-Т выпуска 1957 г.

Средний танковый тягач БТС-2 «Объект 9» был создан в 1951 году КБ Уралвагонзавода. Ведущим конструктором машины являлся H. A. Шомин, будущий главный конструктор Харьковского конструкторского бюро машиностроения с 1976 по 1990 г. Тягач был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 21 февраля 1955 г. Установочная партия 10 единиц была выпущена на Уралвагонзаводе в 1956 г., а в следующем году началось его серийное производство. Если ранее тягачи изготовлялись силами БТРЗ на базе танков с поврежденными башнями или устаревших машин, то БТС-2 выпускался на танковом заводе, на базе серийного танка Т-54.

Тягач БТС-2

Как и предшественники, машина оснащалась грузовой платформой, разборным краном-стрелой, лебёдкой с приводом, анкер-сошником, буксирным устройство и другим оборудованием. Также для подъема или вывешивания машин при их обслуживании и ремонте в комплекте тягача имелось два домкрата.

С 1959 года тягач выпускался подготовленным к ус­тановке съёмного оборудования для подводного вождения, в со­став которого входила воздухопитающая труба-лаз. БТС-2 стал первым в мире тягачом способным преодолевать водные преграды по дну.

Также в конце 1950-х годов в СССР выпускался тяжёлый танковый тягач ИС-2М-Т на базе ИС-2М, в целом аналогичный ИС-2-Т. Командирская ба­шенка и крышка люка сцепщика использовались от непригод­ных к ремонту башен танка ИС-2. Лебёдкой, грузовой платформой и краном машина не оснащалась.

ИС-2М-Т в ходе эксплуатации в ГДР, конец 1950 – начало 1960-х гг. Источник: архив автора

В целом, тема танковых тягачей достаточно обширна и её невозможно раскрыть в рамках одного материала, не ограничиваясь только тягачами на базе тяжёлых и средних танков. Создавались такие машины и на базе самоходных артиллерийских установок. Так, на базе ИСУ-122 был создан достаточно совершенный тяжёлый тягач БТТ-1, разработанный в 1960-1962 гг.

Тягач БТТ-1

Можно сказать, что опыт боевого применения привел к созданию нового типа бронированных боевых машин – танковых тягачей. В дальнейшем они эволюционируют в бронированные ремонтно-эвакуационные машины, обретая шаг за шагом все новые возможности, не ограниченные только эвакуацией машин с поля боя.

Авторы — Андрей Танковский, Андрей Маральский.


Пройти тест

Вопрос 1/10
 
 
Вариант А
Вариант Б
 
0 из 0
 
Пройти ещё раз
Далее

Закрыть