Для начала – факт из профильной литературы и многочисленных текстов в открытых источниках: имя поэта А. С. Пушкина было присвоено самолёту ЯК-7б № 44120, который успешно сражался на фронте в 1943-1945 годах.
При этом единственное документальное подтверждение существования самолета ЯК-7б «Александр Пушкин» – статья техника 2-й эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка Филатова «На истребителе "Александр Пушкин"», напечатанная в № 205 газеты 1-й воздушной Армии «Сталинский пилот».
Давайте попробуем разобраться.
История самолета «Александр Пушкин»
Почти в любом открытом источнике, в том числе в книге В. Л. Швабского (2016 год), создание этого истребителя описывается следующим образом.
ЯК-7б № 44120 был построен по инициативе писателя-пушкиниста Ивана Новикова в начале 1943 года. 66-летний литератор прибыл в город Каменск-Уральск вместе с другими эвакуированными вглубь СССР из прифронтовых областей.
Прозаик, поэт, драматург, переводчик и литературовед Иван Алексеевич Новиков. (Источник фото: novikov-library.ru).
Огромное впечатление на Новикова, как пишут его библиографы, произвело патриотическое движение каменцев, которые сдавали личные сбережения на строительство боевой техники и другие нужды фронта.
Писатель решил организовать платные вечера, посвящённые творчеству Пушкина, а полученные деньги внести в Фонд обороны на постройку самолёта имени поэта.
Инициативу приурочили к 8 февраля – 106-й годовщине со дня трагической смерти Пушкина на дуэли. Предложение Ивана Новикова получило одобрение и горячую поддержку со стороны горкома партии.
Сам писатель в автобиографии вспоминал об этом так:
«Я стал выступать на Урале в февральские пушкинские дни 1943 года — на заводах и предприятиях — с чтением лекций о Пушкине и отрывков из моего романа о нём. На собранные деньги был построен самолет-истребитель «Александр Пушкин».
Творческие вечера, которые быстро стали называть «пушкинскими», проводились для сотен трудящихся — рабочих, инженеров, техников, служащих. И каждая такая встреча собирала полный зал, хотя билеты стоили недёшево — от 25 до 100 рублей.
Заветная телеграмма
Когда сумма, собранная благодаря творческим вечерам, достигла 100 000 рублей, писатель направил в Москву председателю Государственного Комитета Обороны Иосифу Сталину телеграмму. И попросил включить в список действующей авиации самолёт «Александр Пушкин».
5 марта 1943 года в Каменск-Уральский пришла правительственная телеграмма с ответом на инициативу Новикова:
«Писателю тов. Новикову Ивану Алексеевичу. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин».
Боевой самолёт «Александр Пушкин» был передан в Военно-Воздушные Силы Красной Армии лётчику Юрию Горохову 28 июня 1943 года. На этом истребителе Горохов летал до своей смерти (по другой версии – до осени 1943 года). Он погиб в воздушном бою 1 января 1944 года (сбит зенитным огнём). Правда, в этом бою Горохов пилотировал другой борт.
Самолёт «Александр Пушкин» числился в 162-м истребительном авиационном полку до конца Великой Отечественной войны. Помимо Горохова на нём также летали пилоты С. Г. Барановский, В. А. Бахирев, П. И. Коломин и В. М. Афонин.
Историческая справка
Стоит отметить, что в официальных источниках сведений об именном самолёте в честь великого поэта крайне мало.
Так, ЯК-7б № 44120, полученный с завода № 301, действительно был зачислен в боевой состав 2-й эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (согласно приказу по полку № 068 от 05.07.1943 г.). Но какого-либо упоминания о наличии или распоряжения о нанесении надписи «Александр Пушкин» в приказе не содержится.
В приказе по 162-му истребительному авиационному полку № 043 от 08.08.1944 г. «Об объявлении боевого расчета и закрепления материальной части по эскадрильно и по экипажам» с указанием заводских и хвостовых номеров самолётов, ЯК-7б № 44120 не числится. Полк укомплектован самолётами ЯК-9 и ЯК-9д.
Также не обнаружено упоминаний о самолёте «Александр Пушкин» в отчёте Политотдела 309-й истребительной авиационной дивизии «Боевые подвиги лётчиков 309 Истребительной Смоленской авиационной дивизии в дни Великой Отечественной войны», в котором подробно расписаны боевые эпизоды с участием Ю. И. Горохова, П. И. Коломина.
Единственным найденным документальным подтверждением существования самолёта ЯК-7б «Александр Пушкин» является статья техника 2-й эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка Филатова «На истребителе "Александр Пушкин"», напечатанная в № 205 газеты 1-й воздушной Армии «Сталинский пилот».
Насколько известно в настоящий момент, единственным изображением этого самолёта, опубликованном в научной печати, является рисунок, приведённый в качестве иллюстрации в статье О. А. Чагадаевой в журнале «Родина» в 2019 году.
В сохранившихся в архивах номерах газеты «Сталинский пилот», с которыми нам довелось поработать, публикации с этим рисунком не выявлено: по всей видимости, найденные О. А. Чагадаевой номер газеты и рисунок в ней являются уникальными.
Использованная литература
Развернуть- книга Е. М. Кирпонос, М. Н. Новикова «На истребителе "Александр Пушкин"», 1981 г.,
- книга В. Л. Швабский «С именем Пушкина в бой», 2016 г.,
- статья О. А. Чагадаевой «Засвищет вкруг меня губительный свинец», журнал «Родина», июнь 2019 г.,
- статья В. Рыбникова «В болховском небе "Александр Пушкин"», военно-исторический журнал «Орловский военный вестник», № 8 2021 г.