День окончания Первой мировой войны

Историки до сих пор спорят о том, была ли Первая мировая война неизбежной или же стала неожиданностью для всего мира. Так или иначе, после выстрела в Сараево 28 июня 1914 года события опережали друг друга со скоростью и неотвратимостью локомотива.

Первые раскаты выстрелов прогремели в Сербии (где австрийские войска 28 июля 1914 года начали бомбардировку Белграда), и в Люксембурге: немецкие войска вторглись в его пределы 1 августа. В тот же день Германия объявила войну России.

Меньше чем через три недели русская армия предприняла наступательную операцию в Восточной Пруссии. Войска сражались мужественно и достойно. И, хотя наступление и завершилось неудачно, оно помогло Франции и Великобритании выиграть в тяжелейшей битве на Марне: немецкое командование было вынуждено перебросить на Русский фронт несколько соединений.

Воины 10-го батальона Глостерширского полка — фото на память утром 15 сентября 1915 года, за считаные часы до начала наступления на Лоос.

К тому времени Российская империя уже померилась силой с Австро-Венгрией. Британские экспедиционные силы вступили в сражение при Монсе 23 августа 1914 года, а четыре дня спустя японская эскадра блокировала немецкий порт Циндао в Китае.

30 октября того же года в войну на австро-германской стороне вступила Османская империя. России предстояло бороться с ней в Закавказье и Персии, а британской армии, помимо территории Ирана, в Дарданеллах и на всем Ближнем Востоке.

География Великой войны была неслыханно обширной. Сухопутные сражения полыхали в Европе, Азии, Африке и «далее везде», вплоть до островов Новой Гвинеи. В ходе морских сражений и «подводной войны» корабли погибали и шли ко дну в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. За четыре с лишним года война на выбывание империй вовлекла в свою орбиту 38 государств; не все из них пережили это противоборство, по итогу явившее миру плеяду новых стран. Десятки миллионов человек стали под ружьё, и потери во всех армиях были колоссальными.

Расхожее представление о Первой мировой войне — многокилометровые линии траншей, заливаемые дождем и свинцовым градом, из которых месяц за месяцем пехота с обеих сторон поднимается в отчаянные атаки в борьбе за несколько сотен, а то и десятков метров «ничейной земли». Этот стереотип одновременно и верен, и нет. Не вся Великая война выглядела так, и не с первого дня.

Огнеметы в действии на Западном фронте Первой мировой войны.

В 1915 году Центральные державы нанесли сильнейший удар на Востоке, стремясь вывести Россию из войны. Русская армия отступила, но в следующем году сделала ответный ход: знаменитый Брусиловский прорыв едва ли не поставил на колени Австро-Венгрию. В том же 1916-м году англо-французские армии сражались с германскими войсками на Сомме, ценой огромных потерь продвинувшись на 10 км. Первая мировая была войной коалиций: наступление или условное затишье на одном фронте сопровождалось действиями на другом. Где-то линии фронтов и окопов двигались вслед за огненными валами артиллерии, где-то, как в Сморгони, участок фронта оставался незыблемым в течение 810 дня. Маятник победы качался от альянса к альянсу, а к концу войны на территории проигравшей Германии не было и ноги солдата Антанты.

Первая мировая война была не только траншейной, но и крепостной, в диапазоне от мощного бельгийского Льежа, продержавшегося 11 дней (420-мм мортиры Круппа сравняли счет между гарнизоном и полевой армией) до сравнительно небольшой крепости Осовец, с сентября 1914 по август 1915-го отразившей несколько приступов и так и не взятой неприятелем в бою. Особенно кровопролитной стала борьба за французский Верден в 1916 году, когда огнеметы и пулеметы зачищали все живое на дистанции действительного огня, а бомбардировка превратила местность по фронту в подобие лунной поверхности.

Защитники Икскюльской предмостной позиции в первой линии. 176-й пехотный Переволочский полк. 15 ноября 1916 г.

Эта война воскрешала призраков прошлого, по суеверным слухам — порой буквально. При Монсе британских солдат, согласно рассказам в тогдашней прессе, вел в атаку сам святой Георгий, а духи английских лучников, победители в битве при Азенкуре 1415 года, поддерживали стрельбой. Солдаты в окопах бились отнюдь не эфемерными клинками, кистенями и дубинками, подчас — мастерили копья, привязывая кинжалы к жердям, как в эпоху давно минувшего Средневековья. Но несмотря на подобные осколки прошлого, Первая мировая являлась войной технологий.

Достаточно сказать, что первое и вместе с тем последнее крупное конное сражение той войны разыгралось в самом ее начале, 21 августа 1914 года на Юго-Западном фронте, близ Ярославиц. Русская и австрийская кавалерийские дивизии сошлись в сече, а ее исход укрыло пологом тьмы полное солнечное затмение. После заката века конницы война продолжала бросать воюющим державам один технологический вызов за другим. Отвечать на эти вызовы становилось все более важно; промедление здесь буквально было подобно смерти. Причем подобный военно-технологический скачок был выполнен не с места, а подготовлен предшествующим развитием науки и техники. Многие знаковые для военного дела явления Великой войны дебютировали ранее. Первый в истории боевой вылет самолета состоялся 22 октября 1911 года в ходе итало-турецкой войны, Огнеметы начали массово производиться еще до 1914-го, хлор и фосген были открыты либо синтезированы еще в XVIII–XIX веках. Автомобили, вооруженные и одетые в стальные доспехи, — и те выходили на поля сражений ранее. По-настоящему же новым, невиданным образцом военной техники в Первую мировую войну стали танки.

Британский танк Mark I с пушечным вооружением на поле боя.

Как известно, первыми их на поле боя вывели британцы. Эрнест Данлоп Суинтон придумал и оформил в виде проекта идею боевой машины на гусеничном ходу. «Продавил» свою идею, несмотря на весь консерватизм военной верхушки империи. Был одним из двух человек, 24 декабря 1915 года выбравших краткое и звучное слово «танк» для наименования прототипа новой машины.

Уильям Эшби Триттон настоял на звеньевой цепи для гусеничной ленты первого прототипа танка, а вместе с ним трудился инженер Уолтер Гордон Вильсон. 15 сентября 1916 года их детища, ромбовидные Mark I, грузно пошли в первую в истории танковую атаку на Сомме, поражая немецких солдат в траншеях и их воображение. Эволюция, производство и служба этих машин продолжались не только во время Первой мировой, но и после ее окончания. «Марки» лишились колесного хвоста, нарастили броню, тираж модификации Mark IV превысил тысячу штук, Mark V («танк Рикардо») получил первый танковый двигатель… Наконец, англо-американские танки Mark VIII «Либерти» с развитой кормовой частью до 1930 года являлись единственными тяжёлыми танками в армии США, а после начала Второй мировой 90 этих машин передали канадской армии. Впрочем, повоевать им так и не довелось, а Mark IX стал бронетранспортером.

Англо-американский танк Mark VIII Liberty.

«Отцами танков» во Франции стали Эжен Брийе, Эмиль Римайо и Жан-Батист Этьен. Первый из них спроектировал танк «Шнейдер» (Schneider CA1) на шасси трактора «Холт», вооруженный 75-мм пушкой и пулеметами Гочкиса. Эти машины впервые пошли в атаку 16 апреля 1917 года в ходе печально известного «наступления Нивеля»: из 132 танков было выбито чуть более половины, не в последнюю очередь из-за емкостей с горючим, располагавшихся снаружи на уступах в кормовой части. В мае того же года топливные баки забронировали и перенесли на корму, но осадочек все же остался, как и прочие конструктивные недостатки, прежде всего низкая проходимость. Тем не менее, «Шнейдеры» сыграли свою роль в битве у Мальмезона осенью 1917 года.

Французский танк «Шнейдер».

Римайо сконструировал средний танк «Сен-Шамон» (Saint Chamond) на вдвое более длинном шасси, коробкой бронекорпуса и длинноствольной 75-мм пушкой спереди. Боевой дебют этих танков не заладился из-за артиллерийского огня неприятеля, а также банальных поломок. В июле 1918 года под Суассоном «Сен-Шамоны» показали себя должным образом под ливнем пуль, а на исходе войны успешно действовали в качестве самоходок.

Французский танк «Сен-Шамон» и американские солдаты, запечатленные за считанные дни до Компьенского перемирия.

Наконец, Этьен являлся вдохновителем французского танкостроения, первым сформулировал концепцию легкого танка и всецело поддержал серийное производство первого из них — Renault FT, а бронетехникой завтрашнего дня считал средние по боевой массе танки. Танки «Рено» чуть не опоздали на поля сражений Великой войны, но с 31 мая по 11 ноября 1918 года приняли участие в 3292 боестолкновениях с противником. Этьен участвовал и в работе над проектами тяжелых танков, но они не были воплощены в металле до конца войны.

Французский танк Renault FT. Фото было сделано уже в годы Второй мировой войны.

В Германии работами над первым серийным танком, тяжелым A7V, руководил опытнейший инженер Йозеф Фольмер. Толщина брони корпуса машины на прямоугольной раме равнялась 15 мм, доходя до 30 мм только во фронтальной проекции. A7V был вооружен вынесенной вперед 57-мм пушкой и пулеметами MG-08 по периметру корпуса.

Немецкий танк A7V.

Немцы заметно отстали от англичан и французов в производстве и начале применения своих грозных детищ — первый экземпляр танка был выпущен ими только в октябре 1917-го, а их общее количество не превысило двух десятков. Тем не менее 24 апреля 1918 года у Виллер-Бретонне на севере Франции три A7V сошлись с десятью британскими машинами в первом в истории танковом бою. В нем не оказалось явного победителя, хотя превосходство пушек 30-тонных немецких танков над английскими «Уиппетами» с пулеметным вооружением было неоспоримым. Разрабатывались в Германии и другие проекты тяжёлых танков, но они не получили развития до конца Великой войны.

Немецкий проектный танк K-Wagen, фото макета.

В Италии, ставшей в годы Первой мировой союзницей Антанты, разработка собственного танка началась еще в 1916 году. Она увенчалась созданием массивного Fiat 2000 — боевой массой 42 тонны и высотой более 3-х метров, оснащенного 65-мм горным орудием и семью пулеметами. Этот танк опоздал на поля сражений Великой войны. Первый серийный образец Fiat 2000 был продемонстрирован публике лишь весной 1919 года. Однако два первенца итальянского танкостроения были направлены в Ливию для колониальной службы, где их экипажи успели и повоевать.

Итальянский танк Fiat 2000.

Россия в годы Первой мировой войны не создала собственного танка — во всяком случае пошедшего в серию и применявшегося в бою. На сегодняшний день известен ряд оригинальных проектов боевых машин, разработанных в России в те годы. «Вездеход» конструкции А. А. Пороховщикова, нередко именуемый первым отечественным танком, таковым всё же не являлся, будучи машиной без вооружения и брони.

«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях. За рулём машины, в фуражке с очками — лично А. А. Пороховщиков.

Циклопический «Царь-танк», сконструированный инженером Н. Н. Лебеденко, был построен и испытан, но сам по себе выпадал из классификации танков даже по меркам тех лет. Крупнейшая из когда-либо спроектированных боевых машин — «эпициклоид “Обой”» высотой свыше 600 метров и почти километровой ширины — не была, да и не могла быть воплощена в металле. Первым же отечественным танком стал «Рено-русский», вышедший на испытания 31 августа.

«Царь-танк» Н. Н. Лебеденко на испытаниях.

Следует отметить, что русские военные, инженеры и разведчики держали руку на пульсе танкостроения, наблюдали за испытаниями британских «ромбов», переводили и составляли первые наставления по противотанковой борьбе — новое, непривычное слово встречается в архивных документах в различных вариантах: «тэнк», «танка», «танко» и т. п. Однако они не применялись в бою на Русском фронте Первой мировой вплоть до выхода России из нее 3 марта 1918 года.

«Эпициклоид “Обой”», эскиз общего вида.

11 ноября 1918 года, в 5 часов 10 минут утра, в железнодорожном салон-вагоне союзного главнокомандующего маршала Фердинанда Фоша в Компьенском лесу было подписано соглашение о перемирии. В тот же день в ознаменование подписания перемирия прогремел 101 залп — последние выстрелы Первой мировой войны. Но эпоха танков только начиналась.

Автор текста — Юрий Бахурин

Закрыть