- За 12 лет собрал в своём ангаре более 800 машин.
- Гордится своим великим прадедом — Георгием Шпагиным, создателем пистолета-пулемёта ППШ.
- Ветеран кланового движения, был координатором крупнейших альянсов и кланов.
- Продолжает заниматься клан-менеджментом по сей день (командующий кланом ARGST).
Читайте интервью c Георгием (Axarium) о том, как семейные традиции переплетаются с виртуальной реальностью!
Когда и с чего для вас начались «Танки»?
Дата регистрации моего аккаунта — 2012 год, хотя игру я открыл для себя чуть раньше, во время бета-теста.
В 2010-ые годы существовали различные тематические форумы, посвящённые страничным стратегиям. И вот на одном из них мне на глаза несколько раз попадалось настойчивое предложение поучаствовать в бета-тесте тогда ещё никому не известных «Танков». Был ещё старый клиент, странноватая графика. Но для меня интерес к тяжёлым машинам перевесил всё. К тому же в те времена на рынке было немного военных симуляторов.
В общем, игра мне понравилась, однако, поучаствовав в тесте, я благополучно забыл об этом, а аккаунт потерял. Спустя некоторое время начался подъём «Танков», и я снова пришёл в игру. Это был конец 2011 — начало 2012 года. Так что я танкист со стажем больше 12 лет.
Вы упомянули о своём интересе к военной технике. Откуда он?
Не только к тяжёлой технике, но и к космической тематике. Интерес родом из семьи. Мой прадед — Георгий Шпагин, Герой Советского Союза, конструктор пистолета-пулемёта Шпагина (он же ППШ или «папаша»). Этот легендарный пистолет-пулемёт пользовался огромной популярностью у бойцов, стал оружием Победы.
Я с детства слушал рассказы бабушек и дедушек об этом великом человеке, посещал заводы, где производилось оружие, например, в городе Коврове. Там же есть и дом-музей Шпагина. Ещё музей есть в Вятских Полянах, где прадед прожил более 10 лет. К слову, в честь прадеда меня и назвали.
Мой дед и отец работали в Министерстве космической промышленности СССР. Дед был лётчиком бомбардировщика, участвовал во Второй мировой войне, освобождал Варшаву. Отец служил в ракетных войсках, на Байконуре. Поэтому дома всегда были макеты ракет, «буранов», модели гаубиц, танков, БТР…
Мне как мальчику всё это было очень интересно, с самого детства военная техника стала неотъемлемой частью жизни. А уже во взрослом возрасте благодаря «Танкам» я смог опробовать машины, которые стояли на полках в нашем доме, в бою, пусть и виртуальном.
Поменялось ли ваше восприятие игры за все эти годы?
Конечно, с рождением детей времени этому получается уделять меньше, но любовь к «Танкам» не прошла. Для меня, как и для многих людей, игра стала замечательным хобби, которое помогает отвлечься от рутины. Плюс «Мир танков» — это достаточно сильная социальная сеть. В игре можно встретить людей совершенно разного социального статуса и возраста.
Например, когда я только начинал играть, общался с танкистами лет на 10 старше меня. А сейчас в игре произошла смена поколений. Так что теперь уже я в роли опытного танкиста общаюсь с ребятами помоложе.
Со многими старыми знакомыми по игре мы дружим до сих пор, причём не только онлайн: организуем встречи, ходим на футбол. Они живут в самых разных регионах России. Я много путешествую по работе и часто, когда еду в какой-то дальний регион, например, Приморье или в Удмуртию, звоню друзьям: «Ребята, я тут прилетаю на пару дней, давайте встретимся!». И, как правило, это удаётся.
А на чём предпочитаете играть? И какие события в числе любимых?
Я не пропускаю события, за которые можно получить технику (смеётся).
А вообще любимым для меня остаётся Конструкторское бюро. А ещё очень нравится выполнять различные акционные и тематические задачи.
ЛБЗ любил за то, что они не привязаны к какому-то временному периоду, ты можешь играть тогда, когда тебе удобно и есть настроение на это.
Что касается техники, предпочитаю тяжёлые танки, универсальные и штурмовые. Когда много играл на Глобальной карте в качестве координатора, было достаточно удобно выезжать на арте. Выстрелил — и у тебя остается время что-то где-то переставить и вернуться.
При всём этом любимой машиной остаётся большой и страшный немец Е 100. Ещё один любимчик — Объект 279 (р) — он позволяет почувствовать себя доминирующим на поле боя. Не все ещё знают, куда его пробивать.
Георгий, вы не только опытный танкист, но и коллекционер техники. Расскажите, как удалось собрать коллекцию и чего в ней не хватает?
Если не ошибаюсь, я единственный человек, который собрал у себя в ангаре более 800 танков, 343 из них — акционные и премиум машины. У меня есть всё, что вышло в релиз, кроме золотого Оруженосца*. В прошлый Новый год он мне так и не выпал. А вот Рудного барона и Wiedźmak получить удалось. В общем, вся надежда на этот год и на волшебный автомат «Вали-К».
Кстати, у меня есть личный челлендж — получить на каждой из машин «Мастера». Знаете, есть азарт рыболова, а это — азарт коллекционера (смеётся). А если серьёзно, для меня этот знак — подтверждение, что я освоил машину. Из 830 танков «Мастера» нет пока на двух.
Чтобы понять, как мне удалось собрать столько машин, вернёмся в 2012-2013 годы. Тогда в игре проводились акции к 9 мая или 23 февраля на ×5 опыта. В эти праздничные дни я «выкатывал», грубо говоря, весь ангар, зарабатывал опыт на технике, переводил его в свободный и прокачивал себе новую «десятку», не тратя много времени.
Конечно, так получалось и получается не со всеми танками. Многие машины требуют больших затрат по времени игры на Глобальной карте, участия в продолжительных событиях. Так что самое сложное в коллекционировании — найти время, чтобы эффективно «покатать». К тому же в моём случае нужно параллельно заниматься ещё и клан-менеджментом.
Как вы оцениваете изменения, произошедшие в Клановых режимах?
Они мне по душе! Во-первых, если раньше кланы стремились попасть в топ-10 или топ-5, то сейчас вектор сместился. Задача стоит оказаться в топ-50 или топ-100. Это проще и не так времязатратно.
Что касается лично меня, когда-то я старался достичь заметных результатов в клановых состязаниях, но сейчас это отошло на второй план. Передо мной стоит задача обеспечить бойцам доступ к Клановому магазину и возможность приобрести то, что они хотят.
Во-вторых, я вижу, что на фоне происходящих изменений люди из неактивных кланов, а также те, кто играл только в Случайных боях, начинают потихоньку приходить в живые кланы. Туда, где есть небольшие роты, семёрки, то есть костяк, который регулярно участвует в клановых режимах.
Приток людей, просящихся к нам в ARGST, также вырос. Потому мне как клан-менеджеру надо отсеивать неактивных игроков или тех, кто не хочет социализироваться, и искать людей, которые хотят участвовать в клановой движухе.
Кланы изменились, а как насчёт людей, играющих в них?..
Как я уже сказал, произошла смена поколений. Когда мы начинали клановое движение в «Танках», в нём участвовали игроки поколения, которое для себя только открывало игры в принципе. Для людей это были совершенно новые ощущения и эмоции. Отсюда больше любознательности, желания идти на контакт.
За последние годы всё поменялось. Свою роль в этом сыграл и локдаун. Люди стали менее охотно собираться где-то в реале. К тому же всё движение в кланах ушло в сторону спортивного интереса и соперничества. А это, к сожалению, иногда про достижение результата любой ценой, а не про человеческие связи. Хотя, возможно, как раз те клановые изменения, которые сейчас произошли, помогут исправить ситуацию.
Продолжая тему нововведений в игре. Как бы вы оценили происходящие в последние годы изменения?
Лично я больше всего замечаю так называемые quality of life изменения. Например, в игре долгое время были задачи на ×5 по опыту для различных премиум танков. И вот совсем недавно их объединили в один пул. Да и в целом мне видна работа с интерфейсом, повышение удобства взаимодействия с игрой.
И ещё один показательный момент: когда было последнее Конструкторское бюро, игрокам дали возможность вложить дни Премиум аккаунта. На мой взгляд, это существенно повлияло на мнение многих людей. Когда у тебя 2,5 тыс. дней «према», и появляется шанс обменять их на отличную технику — это замечательно.
Из предложений и пожеланий: мы в сообществе коллекционеров давно мечтаем о том, чтобы в игре появились полноценные награды за различные достижения. Например, за количество танков в коллекции, за «Мастеров», за какие-то ситуативные вещи типа трёх поджогов за бой. Думаю, это позволит людям найти что-то новое в «Мире танков», поможет вернуть часть игроков, повысит вовлечённость активной аудитории.
В завершение беседы не можем не спросить: что думаете насчёт введения техники XI уровня?
Мне кажется, это будет интересно.
Во-первых, сейчас, когда ты играешь на «десятке», у тебя нет возможности, как раньше это было, ощутить, что ты доминируешь на поле боя, что ты в топе.
Во-вторых, у танков XI уровня заявлены интересные механики, которые разнообразят геймплей.
В-третьих, мне кажется интересной анонсированная система прокачки со сбросом прогрессии на ветке, где есть машины XI уровня. Благодаря этому танки, на которых ты не играл годами, снова станут актуальны. Появится возможность и мотивация пройти этот путь заново.
Ну и можно только представить чувства, которые испытает игрок, если ему удастся уничтожить на «девятке» машину XI уровня... Непередаваемо!
* на момент встречи на интервью в рамках выставки РЭД ЭКСПО Оруженосца у Георгия не было, однако в этом новогоднем событии ему повезло.