Танк «Lion»: история создания

С 3 по 6 февраля в «Мире танков» проходило событие «Конструкторское бюро», в котором можно было создать  X Lion — новый итальянский средний танк X уровня.

В этой статье вы узнаете о том, как создавался этот танк, а также сможете пройти тест на знание материала.


Послевоенная деятельность итальянской компании OTO Melara (относящаяся к производству боевых бронированных машин в 1960-1970-е годы) включала преимущественно лицензионный выпуск зарубежной техники. В то же время развитая инженерная школа и наличие производственных возможностей неизбежно вели к постепенному созданию собственных разработок.

В 1963 году у корпорации F.M.C. (США) была приобретена лицензия на производство БТР М113, а его производство осуществлялось в сотрудничестве с Fiat (двигатель, подвеска) и Lancia (КПП-трансмиссия). Было произведено 5262 машины в различных модификациях, из них: 581 для Турции, 330 для Греции, 81 для Саудовской Аравии. Производство начиналось со сборки готовых деталей, импортируемых из США, и постепенно развивалось, пока в 1965 году почти все детали не стали изготавливаться в Италии.

В конце 1964 года производство уже шло в объёме 100 машин в месяц. Это предполагало огромные инвестиции как в производственное оборудование, так и в сектор проведения испытаний.

В 1966 году фирма OTO начала производство боевого танка M60 по лицензии Chrysler (США) в сотрудничестве с Fiat и Lancia. Это был особенно важный момент, потому что танк — это самое трудное изделие, посредством которого итальянская промышленность могла испытать себя. Производство продолжалось до середины 1972 года, было построено около 300 экземпляров.

Образец самоходки M109L в Туринском артиллерийском музее, Италия.

Источник: архив автора.

В 1969 году началось производство вооружения для самоходной гаубицы М109, поставляемой США. Пушка 155/23 производилась по лицензии фирмы Rheinmetall (ФРГ). Также впервые в Италии был создан завод по внутреннему хромированию стволов. После этого компания продолжила свои исследования, создав новое орудие собственной конструкции длиной ствола 39 калибров, обеспечивающее дальность стрельбы 22 км. Новый ствол использовался в следующем десятилетии.

Это производство знаменовало собой начало сотрудничества с немецкой военной промышленностью, которая в следующем десятилетии стала привилегированным партнером OTO.

Габариты и вес танка M60А1, а именно проблемы с транспортировкой по железнодорожным туннелям, побудили армию начать новую программу, выбрав в 1970 году немецкий танк «Леопард-1». В дополнение к 200 приобретенным напрямую, в 1972 году было начато производство еще 600 в Италии по лицензии Krauss Maffei по той же формуле, что использовалась ранее: Fiat изготовлял двигатель по лицензии MTU (ФРГ), коробку передач и трансмиссию; OTO занималось корпусным производством, башней и окончательной сборкой танка. По сравнению с опытом М60А1, «Леопард-1» позволил как намного увеличить компетенции относительно конструкции современных танков, так и значительно расширить производственные мощности.

К середине 70-х OTO Melara становится не только ведущим мировым производителем морской артиллерии, но и занимает свою долю в сегменте артиллерии и бронетехники (компания занималась экспортом в Африку разнообразной бронетехники, включая БТРы, самоходные минометы и САУ).

В середине 1970-х немецкое танкостроение не обошел стороной экономический спад. Чтобы сохранить существующие рабочие места, планировалось найти новые экспортные возможности, но в вопросе расширения экспортных поставок существовала серьёзная проблема. Правительство ФРГ в 1969 году приняло ограничительную политику в отношении экспорта вооружений в страны Ближнего Востока и ряд других государств, являвшихся основными потенциальными заказчиками новых машин.

В данный период была создана промышленная группа, поставившая перед собой задачу по разработке универсального шасси для различных образцов боевой техники (танк, самоходная артиллерийская установка, зенитная самоходная установка и пр.), включавшая в себя компании Blohm + Voss AG (Гамбург), Diehl (Нюрнберг), Ing.-Büro Dr.-Ing. G. Hopp (Мюнхен), A. Jung GmbH (Kirchen/Sieg) и Krauss-Maffei AG (Мюнхен).

Для реализации совместных экспортных планов немецкий консорциум компаний нашёл партнёра в лице итальянской компании OTO Melara S.p.A., La Spezia, где планировалась сборка шасси и установка на него разработанной OTO Melara башни. Впрочем, башня итальянской разработки очень напоминала немецкие. Такими были исторические предпосылки появления проекта «Lion» (первоначально называвшегося Leopardino). Немецкая и итальянская промышленность планировали иметь долю около 50% в производстве танка «Lion». В то время OTO Melara производила лицензионную версию «Леопард-1» и также была крайне заинтересована в экспорте танков на новые рынки, прежде всего Ближнего Востока и стран Третьего мира.

Наружные виды танка «Lion».

Источник: Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano (1956–1975). Vol. IV.

«Lion» представлял собой доработанное для эксплуатации в условиях стран с жарким климатом немецкое шасси с полностью проверенными и отработанными решениями. С улучшенной системой охлаждения двигателя танк мог работать при температуре до +50 °С. Корпус изготавливался из сварной катаной брони. Корпус имеет меньший наклон бортов, чем у немецких аналогов, и упрощенную переднюю часть.

Обозначения на схеме

Развернуть
  1.  7,62-мм зенитный пулемет.
  2. Люк заряжающего.
  3. Командирский люк.
  4. Пусковые установки для постановки дымовой завесы.
  5. Дальномер TEM 2А.
  6. Кронштейн для прожектора.
  7. Прицел-дублёр TZF-1A.
  8. Люк водителя.
  9. Основное вооружение OTO-Melara 105/51.
  10. Термозащитный кожух.
  11. Эжектор ствола.
  12. Маска пушки.
  13. Спаренный пулемет.
  14. Смотровой прибор наводчика.
  15. Сервопривод для панорамного прицела.
  16. Панорамный прицел командира.
  17. Рукоятка дублированного управления командира.
  18. Смотровые приборы по периметру командирского люка.
  19. Радиостанция.
  20. Гидравлический привод механизма поворота башни.
  21. Ящик для хранения прожектора в походном положении.
  22. Двигатель.
  23. Система охлаждения.
  24. Трансмиссия.
  25. Аккумуляторные батареи.
  26. Место командира.
  27. Корзина для гильз основного орудия.
  28. Место наводчика.
  29. Ручной привод вертикального наведения.
  30. Сумка для звеньев и гильз пулемета.
  31. Держатель огнетушителя.
  32. Место водителя.
  33. Селектор передач.
  34. Приборы наблюдения водителя.
  35. Штурвал.
  36. Ручной тормоз.
  37. Педаль газа.
  38. Педаль тормоза.
Свернуть

Основной боевой танк «Lion» в разрезе.

Источник: Wehrtechnik. 1976. №5.

Верхняя деталь носового узла корпуса была сделана в виде одной детали без отворотов в виде «скул» в надгусеничном пространстве. Это позволило разместить в пространстве над надгусеничными полками отсеки для хранения запасных частей, инструментов и принадлежностей. Кроме того, такое решение создавало дополнительную защиту верхнего пояса корпуса за счет создания разнесенной броневой преграды. Бортовые экраны были изготовлены из перфорированной стальной брони, залитой резиной, разработки Clouth Gummiwerke, AG.

Ходовая часть, гусеницы, подвеска, двигатель (многотопливный дизель MTU MB-838 Ca M-500 мощностью 830 л.с.), трансмиссия и т. д. — разработки ФРГ.

Башня была изготовлена из сварной катаной гомогенной стальной брони и имела разнесенную конструкцию. На первый взгляд башни практически идентичны, но есть и ряд отличий. Углы наклона маски у «Lion» больше, чем у аналогичных немецких машин, что обеспечивает некоторый прирост защиты. Также башня итальянца имеет отличающуюся кормовую часть с забашенной корзиной и ящиком для инфракрасного прожектора. Еще одним отличием башни от немецких решений были приводы на «Lion» (планировалось использовать новую, более дешёвую и менее сложную швейцарскую систему компании Feinmechanische Werke Mainz).

Основное вооружение - 105-мм нарезная пушка производства OTO-Melara 105/51

Источник: ESERCITI E ARMI INTERCONAIR, 31. 1976.

В качестве спаренного и зенитного пулемета предлагались 7,62 мм MG3 или любой другой пулемет по желанию заказчика.

Источник: Wehrtechnik. 1976. №5.

«Lion» был оснащен 105-мм нарезным основным орудием производства OTO-Melara 105/51, которое могло стрелять стандартными 105-мм боеприпасами НАТО. Боекомплект к пушке составлял 60 выстрелов, 18 из которых размещались в башне.

Для ведения огня использовался стереоскопический прицел-дальномер Zeiss TEM 2А с ×16 увеличением, а также вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел Zeiss TZF-1A для наводчика. Для определения дальности до цели наводчик мог пользоваться любым из двух способов: совмещением с помощью оптического компенсатора или стереоскопическим. Прицел-дальномер механически связан с пушкой, и с его помощью устанавливались необходимые углы прицеливания пушки, в зависимости от дальности до цели и типа используемого боеприпаса.

У командира был установлен панорамный перископический монокулярный прицел TRP-2А с переменным увеличением до ×20. TRP-2А мог быть использован для дублирования наведения вооружения с места командира. По запросу заказчиков танк мог быть оснащен ночным прицелом Eltro B171 IV, который можно установить вместо TPR-2A для ночных операций, отдельного ночного прицела у наводчика не было. Прожектор AEG-Telefunken XSW-30-U устанавливался на маске пушки, а в походном положении хранился в ящике в центре забашенной корзины.

OF40 – продолжение идей «Lion» без участия ФРГ.

Источник: MAIN BATTLE TANK OF40. Document A 1942 October, 1980. OTO MELARA SpA La Spezia (Italy).

Строительство первого прототипа «Lion» должно было осуществляться на заводе OTO-Melara в Ла Специи (регион Лигурия), с целью получения рабочего прототипа к марту 1977 года и дальнейшего серийного производства в ожидании заказов на 1978 год. В 1977 году новый танк сделал свои первые выстрелы на полигоне в Неттуно, в присутствии пакистанской делегации. Но экспортным перспективам «Lion» помешали ограничения на продажу военной техники в развивающиеся страны, принятые в Германии.

Прототип танка «Lion».

Источник Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano (1956–1975). Vol. IV.

Проблемы в сотрудничестве ФРГ и Италии в оборонной сфере появилась еще в начале 1970-х годов, когда итальянская фирма OTO Melara начала переговоры с Кувейтом и Объединенными Эмиратами об экспорте построенных по лицензии немецких танков. Несмотря на официальные обращения итальянского Министерства обороны и Министерства иностранных дел к Бонну в 1974 году, попытка экспортировать «Леопард» на Ближний Восток через итальянскую компанию не удалась.

Немецкие производители оружия не считали, что федеральное правительство проводит правильную политику, полагая, что Иран, Кувейт и Саудовская Аравия должны поддерживаться, но исправить ситуацию они не смогли.

Как и ранее с экспортом «Леопард-1» в страны Третьего мира, германское правительство отказалось от экспорта «Lion», и итальянская промышленность не могла продавать его без разрешения Германии. Поэтому проект «Lion» эволюционировал в полностью итальянский танк OF40 (OTO-Fiat 40 t), который стал серийно производиться на экспорт и на основе шасси которого была создана САУ «Palmaria».

Автор текста — Андрей Танковский.


Источники и литература

Развернуть
  • Eserciti E Armi Interconair, 31. 1976
  • Archivio Oto Melara (1902–1972). 2012
  • Wehrtechnik. 1976. №5
  • Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano (1956–1975). Vol. IV
  • Hendrik Platte and Dirk Leuffen, ‘German Arms Exports: Between Normative Aspirations and Political Reality’, German Politics, 25:4 (2016)
Свернуть

Пройти тест

Вопрос 1/10
 
 
Вариант А
Вариант Б
 
0 из 0
 
Пройти ещё раз
Далее

Закрыть