103. Единственный «Ваффентрагер»

Над плацем перед ангарами в очередной раз взвился столб чёрного едкого дыма. Из разбитой машины вывалились отплёвывающиеся и очень недовольные всем сущим самоходчики.

— Они опять, — усмехнулся Ганс Шмульке, отдыхавший вместе с командиром родного «Тапка» на лавочке возле здания штаба. — Беда с этими новыми ПТ. Вот раньше, в те благословенные времена, когда все ездили на реальных исторических моделях — мы на «Ягдпантерах» с «Хетцерами», русские на «Зверобоях» или СУ-85... Все оставались довольны, и исторической правды было больше!

— Я бы не сказал, что Rheinmetall-Borsig Waffentrager такая уж плохая машина, — возразил лейтенант Фюрст. — Низкий силуэт, потрясающий обзор в 400 метров и лучшее стоковое орудие во всей ветке германской техники. Тот же самый знаменитый «Маусган», только существенно скорострельнее! Я уж умолчу про топовую пушку 15 cm Pak L/29.5, с её жутким уроном и очень неплохой для такого калибра точностью.

— Герр лейтенант, — доверительно сказал Ганс Шмульке, понизив голос и наблюдая, как к злосчастному «Ваффентрагеру» ринулись ремонтные боты, — все эти преимущества уничтожаются самым фатальным недостатком. Эта машина прощает всего одну ошибку. При большой удаче — две. Поскольку так называемая «броня» самоходки выглядит даже не насмешкой, а издевательством над экипажем!

— Ты полагаешь, в реальности было лучше? — пожал плечами Фюрст.

— Я полагаю, что в реальности «Ваффентрагеров» вообще не существовало. Всех. Ни «рейнметалловского», ни на базе «четвёрки», я уж не говорю про кассетного монстра WTE-100. Эскизные проекты и недоработанные чертежи не в счёт.

— Секундочку, — лейтенант поднял палец к небу, — в этом вопросе ты глубоко ошибаешься. Были. Целых три ходовых прототипа, соответственно от фирм «Steyr-Daimler-Puch», «Ardeltwerke-Krupp» и, отдельно замечу, от «Rheinmetall» — только не совсем такой, каким мы его привыкли видеть здесь. WT-Ardelt даже успел повоевать в группе «Висла» в 1945 году, есть достоверная информация, что машины участвовали в обороне города Эберсвальде в составе роты истребителей танков! Но вот ирония, именно WT-Ardelt у нас на базе нету!

— Минуточку, — упрямо сказал унтер-офицер. — Давайте попытаемся разобраться. Для начала определим: что это за машины и зачем они вообще были нужны, когда на вооружении Германии стояли нормальные самоходки? Бронированные?

— Подумаешь, теорема Ферми, — отмахнулся герр Фюрст. — Waffentrager, специальный артиллерийский транспортёр, или носитель артиллерийского вооружения. «Кризисную» программу танкостроения приняли осенью 1944 года, когда стало окончательно ясно, что Германия находится на грани экономической катастрофы: ресурсов и металла нет, множество заводов уничтожены англо-американскими бомбардировками, шасси танка Pz.IV снималось с производства — это, кстати говоря, еще один штрих к фантастичности WT auf Pz.IV. Требования: проще, дешевле и экономичнее!

— То есть это был чистый экспромт?

— Не совсем. Исходный заказ на создание транспортёров с унифицированной ходовой частью и находящимся в серийном производстве двигателем появился во время Сталинградской битвы. Задача ставилась следующая: обязательно горизонтальный обстрел в 360 градусов, а при необходимости орудие должно сниматься с шасси и устанавливаться на самый обычный полевой лафет. Который при необходимости можно было бы прицепить к «Ваффентрагеру» и быстро передислоцировать на другую позицию. За год военно-промышленные концерны разработали несколько проектов, но все они оказались очень сложными, тяжёлыми и не подходящими для имеющихся технологических цепочек. Весной 1944 года спецификации пересмотрели в пользу максимального упрощения конструкции.

— Требую уточнений относительно проекта «Рейнметалл», — хмыкнул Ганс Шмульке. — Как главного страдальца и проклятия наших самоходчиков!

— Министерство вооружений требует простоты в производстве? Очень хорошо, берётся проверенное долгими годами эксплуатации шасси танка 38(t) «Прага», на него ставится знаменитое 88-миллиметровое противотанковое орудие PaK 43 в четырёхгранной броневой рубке кругового вращения. Бронирование от 10 до 20 миллиметров, то есть никакого — в лучшем случае противопульное и противоосколочное.

— Что-то наш WTRM-Borsigне слишком похож на «Прагу», — покачал головой унтер-офицер. — И на «Хетцер» тоже!

— Разумеется. В игровой модели шасси удлинено, вместо четырёх опорных катков по борту установлено шесть. Что в целом логично: базовый лёгкий танк не потянул бы пушку PaK 43 массой больше четырёх с половиной тонн и бронированную башенку! Впрочем, от разработки «Рейнметалла» быстро отказались, как и от очень похожей на неё машины фирмы «Штейр-Даймлер». Министерство вооружений и боеприпасов одобрило проект не самой знаменитой машиностроительной компании «Ардельтверке», которая до войны специализировалась на производстве портового оборудования, кранов и локомотивов...

— Тотальная мобилизация промышленности для военных нужд?

— Совершенно верно, — подтвердил лейтенант Фюрст. — Там и раньше выпускали бронетранспортёры и танки Pz.III, опыт кое-какой имелся. Инженеры «Ардельт» уже пытались самостоятельно сконструировать самоходку с 75-миллиметровым орудием, в 1943 году её испытывали на танковом полигоне в Куммерсдорфе, но признали неудачной. А вот «Ваффентрагер» у них получился очень неплохой. Машину максимально облегчили, что позволило использовать шасси «Хетцера», в работе помогали специалисты фирмы «Крупп», так что затем в справочной литературе самоходка получила название «Waffentrager Ardelt-Krupp» или попросту «WTArdelt-I». Образец целиком соответствовал затребованным спецификациям по мобильности и тактическому использованию, а также оказался невероятно простым в изготовлении.

— Выходит, дело дошло до серийного производства?

— Почти. Решили выпустить пробную партию числом в сто штук. Даты начала работ постоянно переносились благодаря упомянутому недостатку ресурсов. Сначала предполагалось построить шестьдесят машин в августе-сентябре 1944 года, потом сроки перенесли на октябрь, а первые два «Ваффентрагера» были собраны 9 января 1945 и ещё восемнадцать дожидались своего часа: из Богемии не поставили вовремя комплектующие для ходовой.

— Так сколько всего WTArdelt-I успели построить? — спросил Ганс Шмульке. — Не думаю, что много.

— Точных данных нет, — развёл руками лейтенант. — Заводская документация сгорела во время боёв в Эберсвальде, но сохранилась депеша из штаба группы «Висла» в адрес руководства завода «Ардельт», в которой говорится, что семь «Ваффентрагеров» с 88-миллиметровой пушкой включены в роту истребителей танков. Ещё одна машина оставалась на испытательном полигоне, а две были захвачены русскими под Берлином. Одну из них отправили на выставку трофейного вооружения в Москву, откуда WT Ardelt-I попал в НИИ БТВТ в Кубинку.

— О, то есть экземпляр настоящего «Ваффентрагера» сохранился?!

— Красная армия, что вполне здраво, вывозила все захваченные образцы техники для дальнейшего изучения. В 1946 его испытывали в Кубинке на полигоне, причём советские специалисты долго гадали, к какому классу отнести странную машину. По массе и фактическому отсутствию бронирования — лёгкая ПТ-САУ. По вооружению — средняя, а то и тяжёлая!

— И каковы же оказались выводы после тестирования? — поинтересовался Шмульке.

— Русским «Ваффентрагер» в целом понравился, — сказал лейтенант Фюрст. — Отличная кучность боя и скорострельность в 7,4 выстрела в минуту, быстрый и плавный поворот башни, что означало высокую скорость наведения по горизонту; удобство работы экипажа, плавность хода на марше. Окончательный вердикт был таков: «Данная самоходная установка открытого типа имеет ряд существенных недостатков вследствие конструктивной недоработки и поэтому не может быть использована как образец для создания отечественной установки данного типа». WTArdelt-I отправили в музей, где он и стоит до сих пор.

— Остаётся надеяться, что этот «Ваффентрагер» однажды появится у нас на базе, — заключил унтер-офицер. — Сама по себе идея-то была неплохая, особенно в условиях кризисной военной экономики. Дешёвое и эффективное оружие.

© А. Мартьянов. 2014.

 Обсудить на форуме.

Закрыть