91. Первая жертва глобализации

...— О чём идёт столь оживлённая беседа? — к адъютанту де Сен-Сиру и Гансу Шмульке подошёл товарищ Котятко. — Первая мировая? Похвально, изучать историю — дело нужное, поскольку главная цель — это не столько ознакомление с событиями прошлого, но и приобретение опыта на будущее время!

— Очень верно замечено, мсье комиссар, — нейтрально ответил Сен-Сир. — Правда, я не до конца понимаю, как история столетней давности способна повлиять на будущий опыт.

— Не скажите, — покачал головой Парамон Нилыч. — Мы ведь, кажется, обсуждали вопрос о том, что новые технологии всегда влекут за собой первые и часто непростительные ошибки?

— Одновременно с ошибками — и передовые идеи, — ответил француз. — Мы только что говорили о бригадном генерале Этьене, задолго до Второй мировой разработавшем концепцию применения танков и механизированных соединений!

— Далеко не в каждой стране отыщутся свои полковники Этьены, — заметил комиссар. — Хотите пример? Соединённые Штаты всегда считались государством, где частная инициатива поощряется, а выдающиеся изобретения моментально внедряются в производство. Примеров не счесть: Томас Алва Эдисон, Генри Форд, Сэмюэл Кольт, братья Райт... Но вот с танкостроением Америке решительно не повезло с самого начала.

— Это мы отлично знаем, — фыркнул Ганс Шмульке. — Помните, несколько лет назад, когда появились машины американской ветки, сколько было хохота и шуточек на тему американских уродцев? Это при том, что инженерная мысль США времён до оплодотворения трофейной немецкой, заслуживает имени собственного, наподобие «сумрачного тевтонского гения».

— Вы просто не видели, с чего всё начиналось, — усмехнулся Парамон Нилыч. — Стартовая модель в WorldofTanks— Т1, танчик в целом ничем особенно не отличающийся от RenaultFT-17, «Ляйхттрактора» или МС-1. Но аппараты, существовавшие до появления на свет Т1 в 1927 году, большинству наших танкистов малоизвестны или неизвестны вовсе. А ведь встречались изумительные экземпляры! Ночью привидится — седым проснёшься!

— Вы, наверное, преувеличиваете, — недоверчиво сказал мсье адъютант. — Бронетехника Первой мировой и последующих лет вообще не отличалась пленительной внешностью. Не думаю, что американцы создали что-то из ряда вон выходящее.

— Ещё как создали! Для начала придётся вспомнить о 75 Tracklayer или же CLB 75, названном так по трактору CLB, послужившему базой. Это в наши времена любая информация доступна, а тогда Интернета не было. С фронтов Великой Европейской войны начали поступать сообщения о применении неких «бронированных и вооружённых тракторов», причём фотографий в газетах практически не печатали: секретность, всегда сопровождающая появление новейшей техники. На базе Национальной гвардии в Калифорнии поразмыслили и решили: а почему бы и нам не сделать нечто похожее? Однако никто не представлял, как же выглядит европейский бронетрактор, оттого дизайн получился до крайности нестандартный.

— Что там можно придумать нестандартного? — удивился Ганс Шмульке. — Французские «Сен-Шамон» и «Шнайдер» вместе с немецким A7Vбыли сделаны по одинаковому принципу: на гусеничное шасси ставится прямоугольная коробчатая рама, которая обшивается бронёй. Проще не придумаешь!

— А как вам корпус в виде перевёрнутой лодки с круглой башенкой, где неподвижно закреплены две 75-миллиметровые пушки? Башню, кстати, можно было вращать вручную — толкая казённик пушки изнутри по часовой стрелке. Словом, единственный построенный экземпляр CLB 75 больше напоминал подводную лодку на гусеничном ходу с приделанным спереди здоровенным управляющим колесом — похожая схема использовалась на немецком Orion-Wagen.

— Зато удобно на переправах через реки, — съязвил унтер-офицер. — Загнал где поглубже, опрокинул и можно плыть.

— Это было, так сказать, вступление, — продолжил товарищ Котятко. — К концу войны американцы вместе с англичанами разработали тяжелый «ромб» MarkVIII, так и не успевший повоевать, был проект «Парового танка» и так называемый Holt Gas-Electric Tank, но, поскольку война кончилась, в США решили, что танки им пока особо не нужны — не с Канадой же воевать? Но тут случилось непредвиденное...

— Неужели война с Мексикой?

— Хуже. В США прибыл некий британский майор Филипп Джонсон, известный на родине своим проектом Medium Mark D, вызвавшим в Адмиралтействе и военном ведомстве немало обмороков: ходовая с 28 опорными и поддерживающими катками на каждый борт, неподвижная клёпаная рубка со строго пулемётным вооружением и попытка сделать танк плавающим. Увы, не вышло, прототип плавал лишь чуть лучше, чем обычный топор. Проект отвергли в пользу более прогрессивного Vickers MkI, и оскорбленный в лучших чувствах майор Джонсон отправился за океан, рассчитывая продать свои идеи доверчивым американцам — в конце концов, он прибыл из Британии, где строили настоящие танки, а не какие-то CLB 75!

— Что же, в Англии идеи майора совсем не нашли применения? — спросил адъютант де Сен-Сир.

— Мистер Джонсон пытался продвигать свои идеи на разных рынках — в 1922 году он хотел предложить проект Medium Mark D пехоте, но английские генералы мысль о пехотном танке такой компоновки с негодованием отвергли. Потом этот же прототип Джонсон попытался превратить в «Тропический танк» с асбестовой теплоизоляцией — гонять туземцев в колониях. И снова не прокатило. Наконец майор сообразил, что падкие на всякие новшества американцы наверняка заинтересуются его чудесными каракатицами: в САСШ к двадцатым годам всё еще плохо представляли, что такое «танк» и как он выглядит на самом деле. Следовательно, простодушным заокеанским реднекам можно было загнать любой агрегат, лишь бы у него были гусеницы!

— Получилось? — Ганс Шмульке едва не рассмеялся.

— А как же! Жертва утечки мозгов именовалась US M1921, впоследствии переродившийся в M1922 Medium Tank. Вокруг Джонсона собралась команда американских инженеров, которая в итоге породила на свет редкостного ублюдка: при боевой массе в 18,5 тонн корпус длиной 6,5 метров и шириной 2,5 с креплением бронелистов на болтах и заклёпках. Особенно трогательным был огромный трехстворчатый люк мехвода в переднем бронелисте — на петлях, с внутренним замком. Гусеницы заслуживают отдельного рассмотрения: 68 стальных траков с деревянными накладками на каждый.

— Что-о? — не понял мсье де Сен-Сир. — Деревянные накладки? На каждый трак? Зачем?

— Для меньшего износа звеньев: та же проблема, что и у ранних британских «ромбов»: очень хрупкий металл, отчего гусеницы постоянно лопались. Ну и «облегчение конструкции», разумеется. А прежде всего — невращающаяся башня с ещё одной пулемётной башенкой сверху. Об углах горизонтального и вертикального наведения 57-миллиметрового орудия можно только догадываться.

— Красота! — восхищённо сказал Ганс Шмульке. — Вот они, истоки происхождения M3 «Генерал Ли» в не столь уж и отдалённом будущем! Неудивительно, что после столь грандиозного опыта американцы и дальше строили лютых уродов, доселе потрясающих воображение простых обывателей и заставляющих детей просыпаться ночами с криками ужаса!

— Итог в целом предсказуем, — продолжил Парамон Нилыч. — US M1921 военные забраковали сразу, да и к модернизированному прототипу М1922 отнеслись прохладно: программой развития танковых сил, которую теперь формировала пехота, наличие танков массой более 15 тонн вообще не предусматривалось. Весовые ограничения накладывались исходя из грузоподъёмности большинства американских мостов, да и вообще, после Первой мировой войны танки в США стали считать чересчур дорогим удовольствием по уже озвученной причине: на американском континенте применять танки негде, а после Первой мировой все рассчитывали, что впредь таких колоссальных конфликтов не будет. Тем временем через 12 лет после экспериментов майора Джонсона и компании к власти в Германии приходит Гитлер...

— И чем кончилась история с М1921–М1922?

— Да ничем, собственно, — товарищ Котятко развел руками. — Армия так и не смогла изменить своего мнения относительно средних танков, остановив их развитие в США на 10 лет. Чем, собственно и было вызвано колоссальное отставание американцев от танкостроения в Германии и СССР. Оба прототипа в конце 20-х отправили на переплавку.

— Но идея многоярусного вооружения прочно засела в головах конструкторов, — отозвался адъютант де Сен-Сир. — Иначе откуда бы через два десятилетия появился упомянутый M3 Lee?..

© А. Мартьянов. 2 июня 2014

Обсудить на форуме.

90. Водовоз для Месопотамии 91. Первая жертва глобализации 92. Отец танков
Закрыть