106. Маленький работяга

— О чём столь бурный спор? — поинтересовался комиссар Котятко у Ганса Шмульке и американского майора Ллойда, командира лёгкого танка «Генерал Стюарт». — Вы бы ещё подрались, товарищи господа танкисты!

Выглядели оба спорщика взъерошено: лица красные, глаза злые. Первым выдохнул более уравновешенный Шмульке:

— О самом массовом танке в истории, герр комиссар!

— Самом массовом именно в истории или в течение Второй мировой войны, которая нас интересует больше всего? — переспросил Парамон Нилыч. — Постараюсь примирить обе стороны: разумеется, это советский Т-34 во всех модификациях, суммарное количество — более восьмидесяти четырех тысяч машин за время производства. О втором месте ведутся дискуссии, но я полагаю, что его занимает Т-54/55, если считать эти машины практически одинаковыми. Не пойму, отчего вы сцепились: это общеизвестные факты.

— Разрешите уточнить, сэр! — рявкнул майор Ллойд. — Речь шла о лёгких танках!

— Отчего вы сразу не сказали о подразделении на классы? — развёл руками товарищ Котятко. — И опять же, смотря какой период имеется в виду. Если после Второй мировой, то приз достаётся советскому ПТ-76 с учетом всех его ипостасей, включая китайскую подделку «Тип 63». Период войны — безусловно, МЗ «Стюарт», кажется, за двадцать тысяч машин.

— Двадцать три тысячи шестьсот восемьдесят пять! — провозгласил американец и гордо посмотрел на приунывшего унтер-офицера. — Я понимаю, сэр, к машинам, произведённым в США, имеется существенное предубеждение...

— Уж конечно, — не преминул съязвить Ганс Шмульке. — Как вспомнишь М3 «Генерал Ли»! И тот безусловный факт, что делать нормальные танки в Америке научились только после войны!..

— Стоп, стоп, — комиссар примирительно поднял руки. — Утихомирьтесь! Давайте разберемся! Шмульке, чем вас не устраивает «Стюарт»? Для лёгкого танка — вполне приличная машина.

— Соотношение ширины и высоты, для начала. У американцев вместо танка всегда получается башня на гусеницах, в данном случае — башенка, — начал загибать пальцы унтер-офицер. — Клёпаный корпус. О рациональном наклоне брони конструкторы и слыхом не слыхивали, а саму броню можно пробить шилом. Слабенькая 37-миллиметровая пушечка. Хватит?

— Хватит, — кивнул Парамон Нилыч. — Никто не возражает, американская школа танкостроения была весьма своеобразной, хотя и отставала в экстравагантности от британской, а тем более французской. Клёпки, это, безусловно, неприятно — ещё во время Гражданской войны в Испании было окончательно выяснено: при попадании снаряда в клёпаную броню, клёпки сбиваются и серьёзно ранят экипаж. Напомню, что почти сразу после начала серийного выпуска «Стюарта» корпус и башня стали сварными, а вообще танк претерпел аж целых четырнадцать модификаций и улучшений! Но речь мы ведём совершенно не об этом. Вы оба — опытные танкисты, воюете ещё со времён ЗБТ. Для чего вообще придуманы лёгкие танки, кто мне объяснит?

— Для света, — ляпнул Ганс Шмульке. Майор Ллойд откровенно фыркнул. — Шутка. По британской классификации, крейсерский танк со слабым бронированием, но большой скоростью и хорошим запасом хода обязан проникать в тыл противника для нанесения урона путём неожиданных атак. Использовать лёгкий танк для поддержки пехоты бессмысленно, поскольку он становится лёгкой целью для полевой артиллерии и вообще любых средств противотанковой борьбы. Так?

— Молодец, — согласился комиссар. — Первое боевое применение «Стюартов», поставленных англичанам по ленд-лизу, состоялось, как известно, в Африке. И старая аксиома «танки с танками не воюют» вновь была доказана: лёгкие М3 из состава 7-й танковой дивизии ещё могли противостоять куда более архаичным итальянским уродцам, но, столкнувшись с танковыми частями Роммеля, понесли неприемлемые потери! А всё почему? Неверное боевое применение плюс абсолютное превосходство немцев в тактике танкового боя!

— Тогда было потеряно три четверти парка «Стюартов», — мрачно сказал американец. — Надо было додуматься отправлять эти машины в лобовую атаку против германского 5-го танкового полка...

— Но, — вытянул палец Парамон Нилыч, — на других театрах военных действий мы видим несомненные успехи М3. Говоря по-русски, кашу надо есть ложкой, яму же копать лопатой. А не наоборот. Каждому инструменту своё применение!

— Что-то я не слышал о несомненных успехах «Стюартов» в СССР, — отозвался Ганс Шмульке. — Советское правительство отказалось от поставок этих лёгких танков в 1943 году по вполне объективным причинам: противостоять немецкой бронетехнике всех классов они не могли.

— Повторяю: танки с танками не воюют, а в случае со «Стюартом» тем более, — сказал комиссар. — В Советский Союз поставили больше тысячи двухсот машин, причём М3 превосходил по сумме характеристик большинство советских лёгких танков. Чего скрывать, недостатки были и очень существенные: прежде всего моментально воспламенявшийся при попадании и дефицитный высокооктановый бензин плюс сложность ремонта... Но к 1942 году командование Красной армии уже научилось тактике работы с лёгкими танками. «Стюарт» — непревзойдённый разведчик!

— В этом не откажешь, — согласился унтер-офицер. — Шестьдесят километров в час по твёрдому грунту — это великолепный показатель.

— Следовательно, танк способен прорваться за линию обороны противника и устроить неприятелю немало проблем, — подхватил товарищ Котятко. — «Стюартов» никто не выпускал против германских «четвёрок», а позднее «Пантер» и «Тигров». А вот устроить весёлый налет с тыла на артиллерийскую батарею, склад боеприпасов или просто полевой лагерь — это всегда пожалуйста. М3 в 1942 году успели повоевать на всех фронтах, а на Северо-Кавказском фронте, где из-за рельефа местности было затруднительно использовать более тяжёлые танки, весьма эффективно поддерживали пехоту.

— То же самое и в Италии, год спустя, — добавил майор Ллойд. — Горы, холмы, изрезанный рельеф. Небольшой, но очень проходимый и манёвренный танк оказался незаменим.

— Однако звёздный час «Стюарта» настал на Тихом океане, — сказал Парамон Нилыч. — Думаю, вы оба отлично догадываетесь, почему именно.

— Японские танки, — не раздумывая и с непередаваемым сарказмом произнес Ганс Шмульке. — Да-да, чудеса японской бронетехнической мысли, против которых можно было бы смело выставлять наглухо устаревшие советские БТ!

— Зачем же так грубо? — фыркнул комиссар. — Не надо полагать, что японские танки являлись совсем уж никуда не годными! А теперь представьте себе джунгли Бирмы или Новой Гвинеи, где не пройдет никакой «Шерман». Японская пехота славна своим мужеством, фанатичностью и стойкостью. Без поддержки танков англичане и американцы несли весьма ощутимые потери, следовательно, требовались танки. На какой модели остановиться?

— Лёгкий, подвижный, пусть и не слишком защищённый «Стюарт», — ответил мистер Ллойд. — Способный на равных бороться со средними японскими «Чи-Ха» и качественно превосходящий лёгкие танки противника. Заряжать картечные и осколочные снаряды для борьбы с пехотой. Высокая скорость передислокации даже в труднопроходимых условиях джунглей. Пригодность к десантированию с кораблей: при высадке на Гуадалканале «Стюарты» сыграли весьма существенную роль!

— Вот видите, — назидательно сказал товарищ Котятко, — нет плохих танков. Есть лишь безграмотное их применение или, если использовать нашу терминологию, кривые руки. «Стюарт» очень пригодился для действий в условиях горной и лесистой местности, для засадных и фланговых атак, а уж скольком пехотинцам этот танк спас жизнь — не сосчитать. Да, уже в 1942 году он мог бы считаться устаревшим, однако «Стюарту» была суждена очень долгая жизнь: танки М3 после Второй мировой участвовали минимум в пяти войнах, включая Индо-Пакистанскую, а в Южной Америке эти танки стояли на вооружении вплоть до недавнего времени.

— Насколько недавнего? — поинтересовался Ганс Шмульке.

— Я вас очень удивлю, если скажу, что в Парагвае по состоянию на 2014 год несколько машин стоят на консервации и ждут своего часа? Никто не спорит, Парагвай — страна отдалённая и не самая развитая, но факт говорит сам за себя: танк, созданный более семидесяти лет назад, если потребуется, снова пойдет в бой... Это о многом говорит. А уж тем более нельзя недооценивать роль малыша М3 в общей победе над нацизмом: «Стюарты» достойно сражались на всех фронтах от Ленинграда до Бирмы и от Нормандии до Африки.

© А. Мартьянов. 2014.

 Обсудить на форуме.

Закрыть