52. Скорость против брони

15 марта 1931 года, Берлин

— Мне надоело прибегать к ухищрениям, недостойным германского солдата! — Генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, сверкал глазами так яростно, что, казалось, из них вот-вот начнут вылетать молнии. — Мы связаны по рукам и ногам этим унизительным Версальским договором.

— Скоро все закончится, — негромко отозвался подполковник Гейнц Гудериан.

Лутц перевел взгляд на своего начальника штаба. Гудериан с его простым лицом и жесткой щеткой усов действовал на Лутца успокаивающе.

— Скоро Германия наконец поднимется с колен, — уверенно продолжал Гудериан. — Она разорвет унизительный договор, и тогда весь мир услышит грохот наших пушек.

— Чтобы мир услышат грохот наших пушек, следует готовиться уже сейчас, — заметил Лутц. — А мы имеем право на весьма ограниченное количество бронемашин, и те должны использоваться исключительно полицией.

— Но никто же не посмеет запретить нам  строить дорожные и сельскохозяйственные машины, не так ли? — сказал Гудериан.

Лутц погрозил ему пальцем:

— Мы не говорим об этом вслух.

Действительно, работы велись. Сначала — лишь в области организации и тактики танковых войск. Которые у Германии будут, и очень скоро.

Затем началось проектирование и новых танков.

На самом деле, конечно же, речь шла о сельскохозяйственных образцах. Взять, к примеру, легкий трактор.

А ведь в не столь отдаленном грядущем — Гудериан твердил об этом день и ночь, -большие танковые части будут  иметь огромное, если не решающее значение.

Почему бы не разработать  модель легкого... трактора,  массой, скажем, в пять тонн? На этом тракторе можно будет обучать будущих тан... трактористов.

А то до сих пор приходилось ездить на каких-то деревянных и даже картонных макетах. Правда, их ставили на шасси легковых автомобилей. Но все равно — как-то неприятно, унизительно даже.

Пора переходить на настоящие машины. Как бы они ни назывались.

20 апреля 1931 года, Берлин

Инженер Хогеллох разложил перед Лутцем чертежи.

— Фирме «Крупп» приятно сознавать, что ее руководители мыслят в едином русле с руководством страны! — произнес он. — Когда мы получили заказ на разработку маленького трактора в пять тонн весом, у нас уже имелись почти готовые проекты, которые сегодня мы имеем удовольствие представить.

— И заодно обойти конкурентов — «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Машиненфабрик Аугсбург-Нойренберг», — заметил Лутц.

Инженер хмыкнул:

— Пока они думают над вашим заказом — мы уже подумали. Мы работаем честно и открыто. Я и коллега Вёльферт давно трудимся над этим сельскохозяйственным тягачом — Landschaftlicher Schlepper. Прошу обратить внимание на шасси...

— Не такие ли, как применяются в конструкции легкого английского танка «Карден-Лойд Mk VI»? — вмешался Гудериан.

— Весьма тонкое наблюдение, — ответил инженер. — Германский ум устроен таким образом, чтобы не забывать ничего. В свое время Советы закупили у Англии пару таких шасси. Они были продемонстрированы германской делегации, естественно, за деньги... Они хоть и коммунисты, но про деньги понимают удивительно много.

Собравшиеся посмеялись, и этот общий смех объединил их, как ничто другое: вопрос о будущем танке был решен. Проектирование поручалось фирме «Крупп». «Тягачу» — быть!

А когда настанет время — мир изумится и содрогнется перед мощью германской бронетехники.

27 апреля 1934 года, полигон Куммерсдорф

Первые пятнадцать танков укомплектованы.

— Красавцы! — Гудериан не мог удержаться от восторга.

Танки стояли перед ним, как боевые кони, и словно бы рвались в битву.

Они казались простыми и ясными.

В средней части — немного смещенная вправо, — установлена башня с вооружением — двумя спаренными пулеметами калибра 7,92 миллиметра. Пулеметы были установлены в общей маске, наведение их на цель осуществлялось совместно, спуск — раздельно.

Слева — место механика-водителя.

Круговое бронирование толщиной 13 миллиметров. Это ведь легкий танк. От стрелкового оружия такая броня защищает, что доказано испытаниями.

Да и вообще— не следует забывать о том, что недостаток бронирования компенсируется скоростью движения. «Скорость защищает от огня!» — вот на чем следует сосредоточить внимание.

Силовая установка сзади. Силовая передача и ведущие колеса — спереди. Карбюраторный двигатель воздушного охлаждения.

Гудериану думалось: «С этими машинами мы прогремим на весь мир! И это — только начало...»

Танки тронулись с места и, ревя, красиво проехали мимо принимающей комиссии.

Их победоносное шествие по Европе началось.

9 сентября 1934 года, Цоссен

— Будем теперь на настоящих машинах учиться!

Это известие быстро разошлось по всем трем ротам учебной моторизированной команды, расквартированной в Цоссене.

Первые танки прибыли.

— Всего пятнадцать? — Танкисты казались разочарованными, но командование успокоило их:

— Это только начало. Несколько германских фирм работают день и ночь для того, чтобы дать нам танки! Сейчас известно, что «Хеншель» выпустит как минимум сто пятьдесят штук. И они будут нашими.

9 августа 1935 года, Мюнстер

Учения закончились.

Гудериан лично прибыл в первый танковый полк — тот самый, который раньше назывался учебной моторизированной командой.

— Я очень доволен! — объявил он. — И отныне наш «сельскохозяйственный тягач номер один» «Крупп» — 1LaS Krupp — будет именоваться «танком номер один» — Pz.Kpfw.1.

Все это были радостные и обнадеживающие известия.

Никто в эти дни не говорил о том, что для транспортировки танков к месту событий требовались... автомобили.

Сами по себе танки на дальние расстояния ходить не могли — ломались. Поэтому их возили на специальном транспорте.

12 марта 1938 года, австрийская граница

Свершилось.

Германские войска пересекли австрийскую границу.

Еще в феврале фюрер потребовал от австрийского канцлера Шушнига снять запрет на деятельность в его стране нацистской партии. Германия и Австрия должны стать ближе! Необходимо наладить тесные отношения между армиями, включить Австрию в германскую экономическую систему...

Шушниг подписал все. Англичане обещали не вмешиваться.

Оставалось завершить дело. И победоносный аншлюс — присоединение Австрии к Германии — произошел.

По прекрасно отремонтированным австрийским дорогам шли новые германские танки — Pz.Kpfw.1. Им предстояло совершить марш-бросок в четыреста двадцать километров.

— Verdammt! Schweinhundel! Zum Teufel! — ругались немецкие танкисты, когда их не слышало начальство.

Несмотря на то ,что дороги были хорошими, Pz.Kpfw.1 ломались. То один, то другой приходилось оставлять на обочине.

— Какая прекрасная картина! — говорил Гудериан, теперь уже генерал-майор, стоя в своем танке и глядя по сторонам.

Сломанные машины оставались позади, а на обочинах он видел лишь женщин с цветами и нацистскими флажками, детей, ветеранов Великой войны с увлажненными глазами и орденами на груди.

— Дети одного народа, которые были разобщены в течение десятилетий из-за злополучной политики, теперь ликуют, слившись воедино!

Еще один Pz.Kpfw.1 сломался и остановился, но Гудериан не видел этого.

Он узнает о небоевых потерях техники только прочитав рапорт и подсчитав количество.

Оказалось, что танковые войска потеряли в этих поломках почти треть имеющихся машин.

Но что это значило по сравнению с ошеломляюще стремительным продвижением танков в глубь Австрии! Честно говоря, Pz.Kpfw.1 в их неудержимом порыве произвели на всех сильнейшее впечатление!

Сам фюрер назначил Гудериана командующим бронетанковыми войсками вермахта.

— Поздравляю вас, генерал танковых войск! — произнес фюрер, касаясь своей теплой мягкой рукой жесткой лапы Гудериана.— Я и Рейх ожидаем от вас новых побед.

28 октября 1936 года, район Сесеньи, Испания

Туристы из Германии со своими личными машинами прибыли любоваться красотами испанской природы.

Возглавлял группу туристов — называемую на условном языке «Дроне», — подполковник Вильгельм Риттер фон Тома.

В группе имелись штаб и две танковые роты, вооруженные Pz.Kpfw.1.

— Мы здесь для того, чтобы обучать испанских друзей и коллег, — наставительно говорил Тома. — В нашу задачу не входит воевать самим.

Так-то оно было так, но испанцы, поначалу радовавшие Тома своей способностью схватывать материал на лету, так же быстро забывали все, чему их выучили.

И поневоле пришлось немцам брать на себя всю ответственную работу...

...Под Сесеньей  обстановка складывалась трудно. Кавалерия франкистов и группа «Дроне» двигались на Мадрид.

Обороняли столицу «интернационалисты», как они себя называли, а возле Сесеньи действовали танки Советов — Т-26.

Первое столкновение произошло на подступах к Сесенье. Было раннее утро, двенадцать Т-26 в походной колонне с открытыми люками двигались по дороге.

В этот самый момент Сесенью занимала марокканская конница, и германские танки вошли на узкие улицы города.

Там все и случилось: столкнулись конники и танкисты. Всадники дико кричали, лошади ржали, гусеницы лязгали. Pz.Kpfw.1 пытались поддержать своих пулеметным огнем, но паника от этого еще больше усиливалась.

Стало совершенно очевидно, что Т-26 намного сильнее, чем Pz.Kpfw.1.

Большая скорость движения германского танка — до пятидесяти километров в час — здесь не помогала. Когда танк мчался быстро, пулеметы не могли обеспечить точность стрельбы. А на пересеченной местности скорость падала до двадцати километров в час... и вот тут начинались проблемы со слабой броней...

30 октября 1938 года, район Сесеньи, Испания

— Думаю, очевидно, что «интернационалисты» превосходят нас с точки зрения вооруженности, — объявил подполковник фон Тома. — Предлагаю ремонтникам подумать над тем, как усилить наши танки — быть может, установить на них пушку.

— Проще захватить советские танки и поставить их на нашу службу, — подал голос один из офицеров.

Фон Тома нахмурился, делая вид, что не слышит, но в душе понимая, что тот, конечно, прав...

19 мая 1939 года, Мадрид

Гремела музыка. По площадям Мадрида шли германские танки.

Праздничный парад.

— Kameraden! Друзья! — говорил подполковник фон Тома. — Мы многое отдали ради этой победы. Семь германских воинов-танкистов расстались со своими жизнями. В тяжелых сражениях с превосходящими силами республиканцев — под Теруэлем, Брунете, в Стране Басков, у Эбро и в Каталонии — везде были наши танки! Мы оставляем их в дар законному правительству — генералу Франко и с чувством выполненного долга возвращаемся в Фатерланд.

В Германии ждали новые танки Pz.Kpfw.1. Быстроходные — это в первую очередь. Это самое главное. Большая война, которую Германия выиграет у всего мира, будет молниеносной, и именно для такой войны необходимы легкие, быстрые, стремительные танки.

© А. Мартьянов. 2013

Обсудить сказку вы можете здесь.

Закрыть