22. Боевая черепаха

Лондон, Даунинг-стрит 10, весна 1944 года.

— Традиции, традиции и еще раз традиции! — не терпящим возражений тоном произнес Уинстон Черчилль. — Это основа Британской империи! Достаточно лишить англичанина утренней «Таймс», чашки чая, конной охоты на лис или пудинга с изюмом, подданный Его величества немедля превратится в какого-нибудь реднека из Коннектикута или Небраски! Раздельное заряжание танкового орудия по образцу Королевского флота? Почему нет?!

— Кхм... — герой Эль-Аламейна, генерал Бернард Лоу Монтгомери взглянул на премьера озадаченно. — Видите ли сэр, раздельное заряжание — это даже не вчерашний, а позавчерашний день... Кроме того, согласно опыту минувших сражений, на практике доказано, что тяжелый танк обязан иметь башню!

— Помнится, тридцать с лишним лет назад, во времена Великой войны, я был Первым лордом Адмиралтейства, — взгляд Черчилля мечтательно затуманился. — И тогда же организовал «Landships Committee», «Комиссию по сухопутным кораблям», разрабатывавшую самые первые танки... Ну а поскольку означенные сухопутные корабли проходили именно по ведомству Адмиралтейства, мы решили продолжить славные традиции Королевского флота!

Монтгомери скривился, но предпочел не напоминать премьеру его собственные слова произнесенные в далеком 1912 году — в ответ на упрек одного из адмиралов, что он якобы игнорирует «морские традиции», сэр Уинстон в привычной язвительной манере заметил: «О каких традициях вы говорите? Я назову вам их все в трех словах. Ром, плеть и содомский грех. Доброго утра, джентльмены!»

Но тем не менее начало эпохи бронетехники прошло именно под военно-морским знаменем — благодаря Черчиллю и «Landships Committee» морская терминология в области танкостроения прижилась навсегда: башни, палубы, корпуса, люки, спонсоны. Перед Первой мировой войной британская полевая артиллерия не обладала орудиями, которые можно было бы использовать в ограниченном пространстве танка, а значит пушки тоже пришлось заимствовать у ВМФ...

 Однако, сейчас 1944 год, а не 1914! За три десятилетия танкостроение совершило колоссальный скачок вперед. Традиции традициями, но нельзя пренебрегать веяниями времени и не обращать внимания на поступь прогресса! Это генерал Монтгомери понимал особенно хорошо, встретившись в Африке и на Итальянском фронте с тяжелыми немецкими «Тиграми», на порядок превосходящими любой британский или американский танк.

...Предметом спора между премьером и знаменитым полководцем стал проект А39 Tortoise предложенный военным фирмой «Ньюффилд» после того, как был объявлен конкурс на создание «штурмового танка», предназначенного для прорыва долговременных укреплений противника. В свете планировавшейся операции «Оверлорд» и высадки на континенте подобные машины были бы полезны, но только не в столь жутком исполнении...

— Позвольте взглянуть? — Монтгомери подвинул к себе очередную схему. — Кажется, это разработка огнеметной машины на базе А39? Боже мой... Практически весь боевой отсек занят четырьмя шестисотлитровыми емкостями с зажигательной смесью, между которыми находятся семь баллонов высокого давления, обеспечивающими выброс огнесмеси? Две тысячи четыреста литров? Теперь я окончательно понял смысл выражения «сидеть на пороховой бочке»!

— Хорошо, хорошо, — кивнул Черчилль и потянулся за бутылкой с непременным армянским коньяком. — Если вам не нравится огнеметный вариант, забудем о нем.

— Следующий проект, — генерал становился мрачнее с каждой секундой. — Извините, а зачем орудие 94-миллиметра установлено в боковом спонсоне? Практика применения поставляемых по ленд-лизу M3 Lee показывает, что горизонтальный угол наведения совершенно недостаточен для танка! Я видел на фронте нормальные противотанковые САУ — пушку лучше все-таки ставить по центру!

Уинстон Черчилль вздохнул — лобби истинно британского спонсонного крепления орудия в департаменте по разработки бронетехники было особенно сильным. Но Монтгомери не переспоришь — он все-таки практик, а не теоретик, рассуждающий в уютном кабинете о старинных традициях!

— Та-ак, — в руках генерала оказался следующий чертеж. — Уже лучше, орудие там, где ему быть и полагается. Однако, инженеры ударились в другую крайность: захотелось навесить побольше брони. Лоб — двести двадцать восемь миллиметров? Масса танка увеличивается до семидесяти девяти тонн, скорость снижается до девятнадцати километров в час по шоссе и всего-навсего шести по пересеченной местности? И вы хотите предложить ЭТО нашей армии?

— Напомню, — Черчилль обиженно поджал губы, — Tortoise проектировалась как штурмовой танк! Никто не заставляет вас сражаться на А39 с немецкими «Тиграми», тем более, что танки с танками не воюют! Как вы преодолеете германскую Линию Зигфрида без машин подобного класса?

— Примерно так же, как немцы преодолели линию Мажино четыре года назад, — огрызнулся Монтгомери. — Маневренная война, теория глубокого охвата... Скажу больше: Африканская кампания доказала, что лучший способ борьбы с тяжелыми танками неприятеля — выкатить зенитные орудия на прямую наводку. Обходится в сотню раз дешевле, чем одна такая черепашка. Кстати, стоимость одного экземпляра уже рассчитана?

— Сто сорок одна тысяча фунтов, — нехотя признал Черчилль. — Действительно, дороговато.

— Тогда как обычный Sherman Firefly стоит чуть меньше пятнадцати тысяч фунтов! — воскликнул Монтгомери. — Прошу прощения, сэр, но во время операции «Оверлорд» я предпочту увидеть на фронте лишнюю дивизию «Светлячков», чем роту этих динозавров!..

* * *

Проект А39 Tortoise еще в момент начала разработки выглядел архаичным. «Черепаха» позиционировалась именно как танк (пускай и нестандартной компоновки), но поскольку могла использоваться и как САУ, подпадала одновременно под юрисдикцию Королевского танкового корпуса и Королевской артиллерии.

Судьба «Черепахи» фактически была решена с концом войны, и на вооружение ее принимать не собирались. Однако, два танка были использованы для испытаний в Европе. Было очевидно, что при ширине 3,9 метра танк невозможно перевозить по железной дороге, а при боевом весе в 80 тонн А39 расплющит любой транспортер... Специально для этих целей фирма «Крэнес оф Дерехэм» спроектировала пятиосный транспортер, на котором «Черепах» доставили в район Гамбурга. Для буксировки транспортера с танком — вес около 120 тонн — было решено использовать два тягача «Дайэмонд» тандемом. Таким образом, общий вес поезда составил 155 тонн, а длина — 28,5 метров.

 Отзывы военных удручали: «отсутствие кругового обстрела», «слишком тяжелый», «слишком медленный», «умопомрачительные проблемы с транспортировкой», «раздельное заряжание». Проект был окончательно закрыт в 1948 году и о «Черепахе» забыли, как о страшном сне. Сохранившийся экземпляр хранится в танковом музее Бовингтона.

© А. Мартьянов. 2012

Обсудить сказку вы можете здесь.

Закрыть