— По какому случаю столь бурный спор? — поинтересовался Ганс Шмульке. В столовой офицерского клуба танкистской базы изрядно шумели, причём состав спорщиков был самый интернациональный, за исключением представителей Китая и Японии. — Главное, не подеритесь!
— Обсуждаем очень важный вопрос, — усмехнулся комиссар Котятко. — Как говаривали основоположники марксизма-ленинизма, — всемирно-исторический. А именно рекордные сроки службы бронетехники.
— Расплывчатое понятие, — ответил унтер-офицер. — Нельзя ли уточнить, что вы подразумеваете под «сроками службы»? Жизнь танка в бою коротка, длительность эксплуатации ограничена рамками моторесурса, износом ходовой и прочими объективными факторами.
— Вы не поняли, мсье, — сказал командир Foch 155 капитан Фавье. — Дискуссия касается машин, отправленных в серийное производство во время Второй мировой, с 1939 по 1945 годы включительно, а затем максимально долго стоявших на вооружении и принимавших участие в послевоенных конфликтах.
— Так бы сразу и сказали, — кивнул Ганс Шмульке. — Если учреждён приз, то можете сразу отдать его господину комиссару и более не спорить. Разумеется, это советский Т-34-85. Кажется, сейчас эти танки используются в армиях Северной Кореи, Вьетнама, Лаоса, некоторое количество есть в африканских странах и на Кубе. А последнее боевое использование Т-34-85 в Европе относится к Югославской войне начала 90-х годов ХХ века. Это известно каждому школьнику.
— Ну вот, — преувеличенно тяжело вздохнул Парамон Нилыч. — Пришёл Шмульке со своим грубым тевтонским реализмом и испортил хороший разговор! Хорошо, пускай, исключаем Т-34-85 из конкурса за отсутствием вменяемых конкурентов. Гран-при определён, теперь начинается битва за первое место. Готов выслушать мнения, дорогие коллеги!
— «Центурион», — немедленно отозвался сэр Генри, британский майор. — Достоверно зафиксировано участие «Центурионов» в Ливанской войне 1982 года! Хотя не совсем подходит по условиям задачи: серийное производство танков начато уже после войны, поздней осенью 1945 года.
— Тогда уж «Шерман», — возразил американец, мехвод «Гуся» M6A2E1. — Шестидневная война 1967 года! К 1973 году все «Шерманы» были окончательно сняты с вооружения.
— Неплохой претендент на победу, — согласился товарищ Котятко. — Вроде бы на этом всё? Французскую технику мы не берём, поскольку во время войны во Франции по понятным причинам танки не разрабатывались.
— Предлагаю германский вариант сверхдолгожителя, — с самым невинным видом сказал Ганс Шмульке, чем вызвал всеобщее удивление.
— Ничего вспомнить не могу, — развел руками сэр Генри. — Согласен, несколько десятков «Пантер» стояли на вооружении послевоенной Франции, но списаны они были в пятидесятые годы. Pz.IV использовали страны Восточной Европы и Сирия, но до конца шестидесятых годов они не дожили. После 1945 года германские танки более не производились!
— Ловлю вас на слове, — хитро ухмыльнулся унтер-офицер. — Ещё как производились! И даже экспортировались за границу! Догадайтесь, это так просто!
— Ну конечно! — Парамон Нилыч хлопнул себя ладонью по лбу. — «Хетцер»! Jagdpanzer 38(t) — маленькая, но ужасно злая машинка! На четвёртом-пятом уровнях от «Пельменя» житья нет, а уж если «Хетцер» в топе — вообще туши свет!
— Наконец-то, — согласно кивнул Ганс Шмульке. — Генерал-полковник Гейнц Гудериан, отдавая приказ о начале разработки лёгкого штурмового орудия на базе танка «Прага» в марте далекого 1943 года, и вообразить не мог, насколько долгая служба будет уготована его детищу! Говоря откровенно, «Хетцер» — довольно поздняя модель: первые машины сошли с конвейера только в марте 1944 года. В апреле двадцать новых машин показали Гитлеру, и он остался очень доволен...
— Чем здесь быть довольным? — поинтересовался капитан Фавье. — База безнадежно устаревшего танка «Прага»...
— Танк, кто бы спорил, действительно устарел. Однако, шасси 38(t) было надёжным, отработанным в производстве и невероятно дешёвым. Гудериан потребовал у конструкторов создать полностью бронированную самоходку, обладающую низким силуэтом, с рациональным наклоном брони и вооруженную прекрасно зарекомендовавшей себя пушкой 7,5 cm Pak 40. Но прежде всего «Хетцер» требовался как ПТ-САУ, компенсирующая снижение производства StuG III и StuG IV — заводы находились в Богемии, где их практически не могли достать тяжёлые бомбардировщики союзников...
— То есть очередной пример «кризисного производства бронетехники», — покивал комиссар. — Подешевле, попроще и, крайне желательно, подальше от зон массовых воздушных налётов?
— Конечно! Надо ещё добавить, что в ходовой «Праги» заключался немалый потенциал для модернизации, недаром шасси потом использовали для проектов «Ваффентрагер». Получилась отличная машина — достаточно шустрая, низенькая, с запасом хода по шоссе в 180 километров и 130 по пересечённой местности. Наибольшая эффективность — действия из засад с возможностью быстрой смены позиции. Одна беда, конкурировать на больших дистанциях с орудиями Т-34-85 и танков ИС «Хетцер» не мог.
— Получилось оружие ближнего боя? — уточнил сэр Генри. — Лобовое бронирование для такого малыша было очень серьёзным, 60 миллиметров с углом наклона в 60 градусов, что создавало условия для постоянных рикошетов.
— Слово «постоянных» я бы произносить остерёгся, — покачал головой унтер-офицер. — Все зависит от удачи. Но вот вам голые факты: всего за год было произведено 2827 «Хетцеров» — это огромная серия, с учётом невероятно короткого срока! Пик производства — аж целых 434 машины в январе 1945 года, когда Германия стояла на краю бездны! В последние недели войны этими универсальными самоходками затыкали любые дыры на фронте; доходило до того, что «Хетцерами» в штатном расписании тяжёлых танковых батальонов заменяли «Тигры»!
— Ничего себе замена, — усмехнулся товарищ Котятко. — Однако на безрыбье и рак рыба, а на бестанчье и «Хетцер» — «Тигр»! Тем не менее Красной армии эта самоходка крови попортила изрядно. Против союзников их использовали только в Арденнском наступлении, абсолютное большинство машин воевало на Восточном фронте.
— «Хетцер» был невероятно прост в эксплуатации, — продолжил Ганс Шмульке. — Весной 1945 года, когда создавались импровизированные подразделения из моряков, ветеранов Первой мировой или фольксштурма, случались курьёзы: самоходки сгружали с железнодорожных платформ, допустим, в Штеттине, а из экипажа, стоящего в порту и не способного выйти в море военного корабля набирали добровольцев. Артиллеристы есть? С пушкой самоходки справитесь? А кто умеет водить трактор? Отлично, будешь механиком-водителем!
— Издержки тотальной мобилизации, — сказал сэр Генри. — Не уверен, что такие экипажи были эффективны в бою. Но мы отвлеклись от главной темы. Вы уверяете, будто «Хетцер» продолжал службу и после войны?
— Разумеется. В 1945 году Чехословакии пришлось вновь создавать собственную армию, ей требовалась бронетехника. Поскольку «Хетцеры» производились на заводах «Шкода» и «ЧКД», новые власти решили достроить машины, которые были готовы более чем на 75 процентов. Появился новый технический индекс — St-Vz.38-I, или проще — ST-I, Stíhač Tanků — «истребитель танков». По разным данным, было произведено от 250 до 300 «Хетцеров», ныне сменивших название и государственную принадлежность. И сняты с вооружения они были только в пятидесятые годы, когда Чехословакия стала выпускать по лицензии советские Т-34-85 и СУ-100.
— Все равно, на рекорд не тянет, — заявил комиссар. — «Шерманы» продержались после войны еще двадцать с лишним лет.
— А «Хетцер» — двадцать семь лет, — упрямо сказал унтер-офицер. — Дело в том, что заинтересованность в покупке самоходок проявила Швейцария, страна нейтральная, но всегда предпочитавшая содержать хорошо оснащённую армию. Швейцарцы в 1947 году заказали сто машин с орудиями PaK 40, а потом ещё пятьдесят. Окончательно швейцарские «Хетцеры», проходившие под индексом G-13, отправили на складское хранение в 1972 году, а потом самоходки раздарили по музеям и историко-реконструкторским клубам...
— Неплохая карьера, — согласился Парамон Нилыч. — Вполне героический боевой путь, а затем долгая и безмятежная жизнь в тихой Швейцарии. Так что же, господа и товарищи, делим первый приз в области долгожительства между «Хетцером» и «Шерманом»?..
© А. Мартьянов. 2014.
108. Печальный «Юбилей» | 109. Маленький долгожитель | 110. Арта номер один |