— Как успехи, любезнейший сэр Генри? — поинтересовался лейтенант Фюрст у командира TOG-II. — Насколько я вижу, статистика более чем удовлетворительна: привозите стабильное количество серебра, процент побед больше шестидесяти, и это при том, что танк у вас... Назовём так: весьма оригинальный.
— Благодарю, дела идут, — кивнул британский майор, расположившийся в плетёном кресле за складным столиком, извлечённым из непознанных недр TOG-II. — Присаживайтесь, герр лейтенант, выпьем чаю. — Разумеется, моя машина вызывает определённые насмешки не слишком осведомлённых о её достоинствах сокомандников, но в целом я доволен. Скептики и пессимисты смотрят на внешний вид танка, — безусловно причудливый! — однако не удосуживаются посчитать основные параметры, а именно скорострельность, урон в минуту, бронепробиваемость, а главное, прочность TOG’а. В итоге же получается, что он способен противостоять любому тяжёлому танку своего шестого уровня и большинству уровнем выше.
— Владельцы «Тигров» или Т29 почему-то ужасно обижаются, выясняя, что британский тихоход пробивает их броню практически в любой проекции, — согласился лейтенант. — И тем не менее для периода начала Второй мировой войны TOG-II выглядит, мягко говоря, странным проектом...
— Ну почему же «странным»? — удивился сэр Генри. — Вполне в рамках английского представления о так называемом «тяжёлом штурмовом танке», предназначенном исключительно для прорыва эшелонированных оборонительных позиций. Мы много раз говорили о панической боязни новой «окопной войны» во Франции и Великобритании. Французы построили свои «штурмовые» В1 bis, но в Великобритании на протяжении всех тридцатых годов так и не появилось ни одного приличного тяжёлого танка...
— Разве? А как же пятибашенный A1E1 «Independent»?
— Эксперимент и не более, — отмахнулся майор. — Очень дорогой, очень сложный в производстве и совершенно бесполезный: к концу тридцатых всем стало окончательно ясно, что многобашенная компоновка бесперспективна. «Independent» построили в единственном экземпляре и почти сразу сдали в музей. Перед самой войной британское командование решило, что если придётся воевать с Германией и прорывать «линию Зигфрида», то потребуется аналог старинного «ромба» Mk.VIII «Liberty», только исполненный с учётом всех достижений технической мысли за последние двадцать лет!
— Прошу прощения, — недоверчиво покачал головой Отто Фюрст, — но «Liberty» —это не просто седая древность, а тотально устаревшая концепция!
— Вы опять торопитесь, молодой человек, — назидательно сказал сэр Генри. — Мы говорим о штурмовом танке. Машине, предназначенной для преодоления траншей. Думаете, почему Mk.VIII сделали настолько длинным? Десять с половиной метров? Верно: танк мог переползти четырёхметровый ров. Кстати, в 1918 году были планы удлинить «Liberty» до четырнадцати метров — тогда ему была бы не страшна траншея в пять с половиной метров! Проектировщики TOG-IIисходили именно из этих соображений...
— Выходит, новый танк создавали для давно закончившейся войны?
— Выходит так, — согласился господин майор. — Кто же мог представить, что состоится блицкриг? В июле 1939 года в военном министерстве Британии произошло совещание, где обсуждались требования к новым тяжёлым танкам для предстоящего конфликта в Европе — было ясно, что Гитлер не остановится на аннексии Австрии и Чехословакии. Участники дискуссии, все до единого, в период Первой мировой занимались разработкой и строительством «ромбов», а потому придумывать что-то принципиально новое не стали: зачем, когда есть прекрасно отработанная и зарекомендовавшая себя схема? Надо только вывести ее на качественно новый уровень!
— Потрясающе, — недоверчиво сказал Отто Фюрст. — В СССР тогда вели работы по созданию КВ и Т-34, в Германии доводили до ума Pz.IIIи Pz.IV, но Британия оставалась верна традициям!
— Именно. Отдельно замечу, жертвой этого решения стал не только TOG, но и практически все английские тяжёлые и пехотные танки начального периода войны. Infantry Tank A20 и «Черчилль» тоже ведут свое родословие от упомянутого совещания, когда было решено возродить к жизни концепцию «ромбов»... Примером служил французский В1, у которого основное орудие размещалось не в башне, а в лобовом бронелисте — повторяя нереализованные проекты усовершенствования танков Первой мировой. Сказано — сделано: техзадание от октября 1939 года подразумевало отсутствие башни, большую длину танка для преодоления траншей, полный охват гусеницами корпуса, мощная пушка в передней части корпуса для уничтожения укреплений, и две пушки в боковых спонсонах, спаренных с пулемётами, для зачистки окопов. Видите огромные люки на бортах TOG-II?
— Боже мой, это же вырезы для расположения спонсонов! — слабым голосом проговорил лейтенант.
— Совершенно верно, — удовлетворённо кивнул сэр Генри. — Спонсоны с 40-миллиметровыми пушками и пулемётами BESA. Причём скорость танка предусматривалась ничтожная: максимум пять миль или восемь километров в час — ничего необычного, танк не должен опережать пехоту. Ну и, конечно же, фирменная жёсткая подвеска без упругих элементов и уйма катков. Правда, двигатель решили поставить прогрессивный — дизельный.
— Простите, а почему именно TOG? — поинтересовался Отто Фюрст. — В Британии танкам обычно присваивались порядковые цифровые или буквенные индексы или имена собственные: «Черчилль», «Крестоносец», «Матильда».
— Шутка тех самых пожилых джентльменов, что решили реанимировать идею ромбовидных танков. Они назвали свой комитет в соответствии с реальностью: «The Old Gang», «Старая банда», подразумевая былое сотрудничество в Первую мировую. Удивительно, как они смогли одновременно воплотить в металл давно отжившую своё архаику и действительно передовые идеи! Например, TOGоснащался оригинальной электротрансмиссией: основной двигатель вращал генератор, который подавал энергию на два электродвигателя по бортам, приводившие в движение ведущие колеса. Причём штурвал машины был связан с потенциометром, уменьшавшим или увеличивавшим напряжение в двигателях...
— «Фердинанд» доктора Порше, созданный по тому же принципу, появится только через три с лишним года! — развел руками герр лейтенант. — Действительно, весьма современная трансмиссия, правда, установленная на машину, которой в новой войне решительно не место!
— После катастрофы во Франции до «Старой банды» начало доходить, что проект несколько не соответствует реалиям времени, — согласился сэр Генри. — Решили, что башня всё-таки необходима. Спонсоны убрали, заменив их бронированными люками. Оставили 75-миллиметровое орудие в лобовой части корпуса, а сверху привинтили башню от танка «Матильда-II». Поменяли трансмиссию на гидравлическую. Исправленный вариант получил обозначение TOG 1А: его испытывали вплоть до весны 1944 года, затем отправили на Чобхэмский полигон; что стало с этой конкретной машиной, неизвестно — возможно, её бренные остатки до сих пор покоятся в одном из ангаров Чобхэма...
— Весна? Сорок четвёртого года? — Отто Фюрст поперхнулся. — Когда стало окончательно ясно, что этот мастодонт не имеет никаких перспектив?
— Англия — консервативная страна, — ответил майор. — Сам Уинстон Черчилль настаивал в 1940 году на продолжении работ! Появился второй прототип, тот самый TOG-II, со старым корпусом и ходовой, пушку в лобовом бронелисте всё-таки демонтировали и заказали новую башню, специально под 57-миллиметровое орудие. Этот вариант испытывали до апреля 1943 года, причем «Старая банда» с радостью отмечала: получился самый тяжёлый и самый мощный танк в британской истории! Восемьдесят тонн! В проектирование пошли модификации TOG-IIRи TOG-III, но их так и не построили: во-первых, Вторая мировая вовремя закончилась, во-вторых, даже до пожилых джентльменов наконец-то дошла простая мысль: для этой машины манёвренная война губительна.
— То есть, — осторожно сказал лейтенант, — работы по проекту велись вплоть до 1945 года? Я даже не знаю, как это прокомментировать.
— А никак, — усмехнулся сэр Генри. — В сущности, вся эта история являлась частным развлечением «Старой банды» — уважаемые господа, накрепко застрявшие психологически в прошлом, за государственный счёт создавали машину более для своего удовольствия, чем для реальных целей. Но ведь создали? Второй прототип до сих пор стоит в музее Бовингтона, радуя почтеннейшую публику старинными формами и винтажной конструкцией...
© А. Мартьянов,2014
117. Жертва бюрократов | 118. Качественно новый уровень | 119. После революции |