88. Страдания по «тигру»

— Это лишь у нас, в «Мире танков», отсутствует большинство проблем, с которыми сталкивались танкисты на протяжении всего ХХ века, да и в начале столетия текущего тоже, — авторитетным тоном заявил Ганс Шмульке на очередных посиделках в офицерском клубе. — Воображаю, что случилось бы со всеми нами, попытайся «Варгейминг» полностью смоделировать обычный танковый бой. От и до! Транспортировка машин по железной дороге к линии фронта. Разгрузка. Снабжение топливом и боеприпасами, рембригады, своевременная поставка запчастей, эвакуация повреждённых машин!

— И обеспечение бесперебойного питания танкистов, — согласно отозвался товарищ Сухов, командир ИС-4. Он только что вернулся с очередного выезда и наворачивал гречневую кашу с тушёнкой. — Это просто обязательно! Но ты, Шмульке, прав абсолютно: по сравнению с реальным миром мы живём припеваючи: выбросило разбитую машину в ангар, набежали ремонтные боты, всё поправили, боезапас загрузили, и отправляйся себе воевать дальше! А с чего вдруг ты завёл этот разговор?

— Выезжали поутру на «Тигре II», иногда именуемом «Королевским», — сказал унтер-офицер. — В наших, — подчёркиваю, именно в наших! — условиях машина неплохая. Но как вспомнишь, что творилось с Pz.VI Ausf. B лет эдак семьдесят назад где-нибудь под Сандомиром — мороз по коже! Начнём с того, что у данного танка больше всего упоминаемых в специальной литературе названий: если обычный «Тигр I» вошёл в историю под собственным именем, то с его прямым потомком началась сущая чехарда с самого начала.

— «Королевский тигр» подразумевается? — уточнил комиссар Котятко. — Насколько я помню, это прозвище придумали после войны не то англичане, не то американцы, а в немецкой номенклатуре времён войны оно никогда не использовалось.

— Правильно, — согласился Шмульке. — Один только проект начиная с апреля 1942 года по июнь 1943 сменил шесть обозначений, остановились на всем известном Sd.Kfz. 182, он же Panzerkampfwagen VI Ausf. B. Союзники как только этот танк не именовали: «Тигр II», «Тигр-Б», «T-VIB», King Tiger, Royal Tiger, даже «Бенгальский тигр»! Наконец, прижилось всем известное Königstiger. А разработкой занимались сразу две фирмы — «Хеншель» и «Порше», остро конкурировавшие между собой.

— «Хеншель» — это компания, производившая «Тигр I», — дополнил лейтенант Фюрст. — Её вариант и был принят как окончательный, но и тут со стороны рейхсминистерства вооружений требовался глаз да глаз. Основная спецификация «Хеншеля» — железнодорожная техника, полный спектр, от вагонов, платформ или локомотивов до мелкой инфраструктуры типа стрелок и семафоров. Но, как это обычно и бывало в Германии того времени, правая рука не знала, что делает левая — все ведь помнят историю, как военный отдел «Хеншель» построил в 1942 году первые «Тигры», а гражданский, работавший буквально за стенкой, ухитрился забыть разработать платформы для их транспортировки!

— Помним-помним, — рассмеялся Парамон Нилыч. — Ни одна железнодорожная платформа Европы в 1942 году не могла перевозить объекты массой больше пятидесяти тонн, а «Тигр I» с полным снаряжением весил на шесть-семь тонн больше! Удивительный, чисто немецкий бардак — у нас при товарище Сталине виновных мигом отправили бы лес валить! Что, и с «Королевским» произошло нечто похожее?

— Почти, — Шмульке аж слегка покраснел. — Очередная несогласованность в действиях между конкурентами, пытавшимися получить выгодный заказ. Техзадание, если говорить просто, было таково: создать здоровенный и тяжелобронированный Т-34, в башню которого влезла бы 88-миллиметровая пушка с длиной 71 калибр.

— Т-34? — опять влез Парамон Нилыч. — Так вроде бы уже имелся приблизительный аналог — «Пантера».

— Вы не до конца поняли всю глубину мысли, — покачал головой Ганс Шмульке. — Требовался тяжёлый танк с более серьёзным бронированием, чем у первого «Тигра», а главное — с рациональным наклоном брони. «Тигр», как вы помните, «квадратный», сплошные вертикальные поверхности. А надо было, «чтоб как у русских!» И попроще в эксплуатации!

— По-моему, последний вопрос меньше всего относится к доктору Фердинанду Порше, — заметил товарищ Сухов. — С его увлечением электротрансмиссией!

— Почему же одной только электротрансмиссией? — усмехнулся лейтенант Фюрст. — Гений Порше не знал ограничений и условностей.
В проект VK.4502(P) он же Typ.180, хорошо всем здесь знакомый «Тапок Порше», поочерёдно ставились электропривод с бензиновым двигателем, гидропривод с бензиновым двигателем и гидропривод с дизелем. Этот прототип и мог стать «Королевским тигром», к нему даже изготовили пятьдесят башен, затем использовавшихся на корпусах «Хеншеля», но госкомиссия отвергла проект корпуса с ужасом: все помнили, чем закончилась история с вечно ломающимися «Фердинандами-Элефантами»! Да и откуда взять столько стратегически дефицитной меди?

— И этого мало, — сказал Ганс Шмульке. — Подвеска Порше была дороже и сложнее, поэтому остановились на классическом «шахматном» варианте инженера Книпкампа: необходимо было унифицировать танк с «Пантерой», которую взяли в качестве базовой модели, и перспективной «Пантерой II»: фактически «Тигр II» — это увеличенная «Пантера». Как раз тогда шла разработка серии «Е», подразумевавшей полную унификацию, надо было опробовать таковую в уже существующем производстве. Наконец, следовало куда-то пристроить пятьдесят башен, уже построенных для прототипа старика Фердинанда! Не выкидывать же?

— И опять, и снова вопиющая несогласованность действий, — дополнил Отто Фюрст. — Контракт с Порше был разорван по объективным причинам, но башни для его несуществующего танка склепали! И, разумеется, они были оснащены фирменным электроприводом, тогда как башни «Хеншель» — на гидроприводе! Делать нечего, пришлось устанавливать их на корпуса «Хеншеля», но и тут не обошлось без конфуза: при сравнительно удачной форме башня Фердинанда Порше имела фатальный недостаток — «Shot trap», или, по-русски, «заман»: снаряд, попадавший в переднюю скошенную часть брони, рикошетил в тонкую броню крыши корпуса... Кстати, на башнях послевоенных советских Т-54 первых выпусков тоже был «заман», но не спереди, а сзади. Пришлось исправлять.

— Наконец, после долгих интриг, подсиживаний, ссор, взаимных обид и скандалов в танкостроительной отрасли, «Тигр II» вышел из заводских цехов. Как ни унифицируй его с уже испытанной в боях «Пантерой», избежать детских болезней было решительно невозможно, особенно с учётом снижения качества металла, используемого как для механизмов, так и для бронирования. Разрушались подшипники и бортовые передачи, двигатели перегревались и иногда горели, разрушались траки, особенно на поворотах: машина оказалась ну очень уж тяжёлой! Конструкция механизма натяжения гусениц не выдерживала никакой критики: перетягивать приходилось через каждые десять или пятнадцать километров хода! То же самое с силовой установкой и трансмиссией! Ай, да что говорить!..

Ганс Шмульке расстроено махнул рукой и умолк.

— Экономичность тоже была не на высоте, — хмуро продолжил за своего наводчика лейтенант Фюрст. — Теоретически 860 литров бензина должно было хватать на 120 километров движения по просёлку, а хватало только на 90, общий расход топлива на 100 километров составлял 970 литров при заявленных 700.

— 970 литров на 100 километров, — зачарованно протянул товарищ Котятко. — Вот это я понимаю, широта германской души! При тотальном дефиците всего и вся в конце войны! У нас бы за такое расстреляли!


— Плюс слабость сварных швов, — безжалостно сказал герр лейтенант. — Колкая маловязкая броня, с образованием трещин и
расхождением швов при попаданиях. Оно и понятно, молибден при откатке брони заменяли на ванадий — это уже выяснили в советской Кубинке при исследовании металла. И там же сделали окончательный вывод: «Чрезмерные габариты и большой вес танка не соответствуют броневой защите и огневой мощи танка» — это и был приговор «Королевскому тигру». Тем не менее повоевать он успел: летом 1944 года в составе 503 тяжёлого танкового батальона «Тигры II» попортили немало крови англо-американцам и неплохо показали себя в других подразделениях на Западном фронте, но вот при первом же столкновении с Красной армией под Сандомиром вышла большая неприятность...

— Как же, слышал эту историю, — кивнул Парамон Нилыч. — Немецкая танковая часть попала в грамотно устроенную танково-артиллерийскую засаду, потом из леса выскочили «тридцатьчетвёрки» и «закрутили» увязшие в грязи танки — экипажи разбежались, два брошенных «Тигра» были потом доставлены в Кубинку, а один, номер 502, там хранится до сих пор... И какие же выводы мы делаем из этой истории, господа товарищи?

— Машину погубили ведомственный раздрай в военной промышленности Германии, тотальный сырьевой голод и общая спешка при проектировании и производстве, — пожал плечами Ганс Шмульке. — Все преимущества бронирования и мощного орудия были перевешены низким качеством изготовления и кошмарными ходовыми качествами. Будь у Германии ещё год-полтора, «Тигр II» довели бы до ума, как это ранее произошло с «Пантерой», но... Не было ни времени, ни ресурсов. Вот и всё. «Оружия возмездия» из него не получилось.

— Зато у нас можно покататься на «Королевском», не испытывая никаких неудобств, — заключил Парамон Нилыч. — Однако помня при этом, каково было экипажам «Тигра II» в не столь уж и отдалённом прошлом... 

© А. Мартьянов, 2014

Обсудить на форуме.

Закрыть