96. Прародитель

— Все эти бородатые шуточки на тему «автострадных танков», говоря откровенно, поднадоели, — решительно заявил комиссар Котятко. — Такое впечатление, что колёсно-гусеничными танками занимался исключительно Советский Союз!

— А разве нет? — озадачился Ганс Шмульке, вместе с Парамоном Нилычем разглядывавший стоявший перед ангаром БТ-7. — Вы не подумайте, я не про колёсно-гусеничную технику как таковую: этого добра хватало до войны по всей Европе. У шведов, французов, а австрийцы так и вообще строили таких невероятных страшилищ по схеме гусеницы-колёса, что впору снимать в фильмах ужасов! Я именно про танки. Не упомню аналогов советской линии БТ у любой державы, хоть как-то занимавшейся танкостроением!

Товарищ Котятко изумлённо уставился на унтер-офицера.

— Ну знаете, — покачал головой комиссар. — Шмульке, я вас не узнаю! Вы один из ветеранов нашей танкистской базы, а проявляете эдакую необразованность! Ну-ка отвечайте, откуда вообще появились советские БТ? Кто был их, так сказать, прародителем?

— Ничего сложного, это общеизвестно: Джон Уолтер Кристи, американский инженер. Помимо знаменитой «подвески Кристи», использовавшейся на бронетехнике, очень много чего наизобретал: переднеприводные гоночные автомобили, станки, самоходные зенитные установки и так далее.

— Верно, — согласился Парамон Нилыч. — Чрезвычайно разносторонний был человек. Вопрос номер два: каков был самый главный недостаток танков эпохи Первой мировой войны и послевоенных лет?

— Да они все оптом один сплошной недостаток, — фыркнул унтер-офицер. — Но если подходить со строго военной точки зрения, — чудовищная мобильность, а вернее, полное отсутствие таковой. Медленные, неповоротливые, с ужасной проходимостью.

— Снова в точку, — сказал комиссар. — И вот, в Североамериканских соединённых штатах появляется человек, который заявляет: концепция тяжёлых и медленных танков себя изжила! Будущее за скоростью и предельной мобильностью! Как этого добиться? Да очень просто: танковые катки увеличиваются до размеров обычных колёс автомобиля, колёсная формула — четыре пары сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, передними направляющими и задними ведущими колёсами. Плюс авиационный двигатель Liberty L-12 в 338 лошадиных сил.

— Авиационный? — с сомнением переспорил Шмульке. — И что в итоге получилось?

— Получился танк Christie M1928 — по тем временам ну чисто ураган. На испытаниях окончательный прототип развивает бешеную скорость в 120 километров в час на колесах, и 67 на гусеницах соответственно. В октябре 1928 года машину предъявляют военному руководству Америки на полигоне Форт Майерс, и генералы начинают кривиться: «Разве это танк? Почему такое мизерное бронирование? А где башня? Отчего только пулемётное вооружение»?

— Я бы тоже скривился, — заметил унтер-офицер. — К концу двадцатых годов стало окончательно ясно, что танки без башен перспектив не имеют.

— С вооружением дело и впрямь обстояло не очень, — признал товарищ Котятко. — Всего-навсего два пулемёта Browning 7,62-миллиметровых, один в носовой части корпуса, второй на крыше боевого отделения на штыревой установке. И броня 12 миллиметров! В общем, армейцы остались недовольны и отправили проект на доработку, особо указав, что Уолтер Кристи потратил на свои сомнительные эксперименты целых 380 тысяч долларов, что в 1928 году было безумной суммой! Если не появится положительного результата — проект закроют, а мистер Кристи сможет дальше развлекаться с футуристической техникой строго за свой счёт!

— Как обычно, гения не оценили, — грустно ответил Ганс Шмульке.

— Не все. Отдельные офицеры американских кавалерийских частей осознали, что идея поддержки кавалерии быстроходными танками весьма перспективна. Кристи продолжил работу над усовершенствованиями, увеличил объём бензобака, предусмотрел установку башни с 37-миллиметровой пушкой. Доработал и ходовую часть — особенно интересен тот факт, что колёсам был обеспечен вертикальный ход в сорок сантиметров, практически до уровня днища танка. А это означало просто невиданную проходимость! Модернизированная машина получила обозначение Christie M1931 по году выпуска.

— И что же военные? Опять отвергли?

— Снова испытывали, проверяли, жаловались на перегрев двигателя. Словом, капризничали — никто в департаменте вооружений и представить не мог, что всего через несколько лет прямой потомок этой машины станет лучшим танком Второй мировой войны — советским Т-34. В серийное производство М1931 не запустили, заказали для армии всего семь машин. Уолтер Кристи обиделся и выставил патенты на продажу для зарубежных заказчиков...

— Тут-то и появились покупатели из Советского Союза?

— Не сразу. Сначала быстроходным танком Кристи заинтересовались поляки, детально ознакомившиеся с прототипом М1928. Внесли предоплату за изготовление одного действующего экземпляра, который собирались испытывать в Польше. Если машина понравится, то правительство пана Пилсудского будет готово выкупить лицензию и производить эти танки на своей территории. Но, как говорится, вмешалась «невидимая рука рынка» в облике советских торговых представителей.

— Перекупили?

— Американцы прежде всего бизнесмены. И очень неглупые бизнесмены. СССР был готов платить за передовую военную технику колоссальные деньги, куда больше, чем поляки. В США знали, что отношения Советского Союза и Польши напряжённые, если не сказать враждебные. Продавать одну и ту же машину потенциальным противникам, конечно, можно, но в Москве оскорбятся и найдут другого поставщика. Полякам вернули деньги и расторгли контракт. Но самое-то смешное: глава советской торговой миссии товарищ Халепский тоже поначалу кривил нос и покупать танк Кристи не особенно желал.

— Но почему? — изумился Шмульке. — Особенно в свете дальнейшей карьеры этой машины звучит довольно странно!

— Он не совсем вписывался в концепцию развития автоброневооружения СССР конца 20-х годов. Предполагалось, что на вооружение РККА должны поступить три вида бронетехники: танкетка, лёгкий танк и средний манёвренный танк. В качестве прототипов для последних двух послужили купленные в Британии «Виккерс 12-тонный», ставший впоследствии советским Т-26 и трёхбашенный Vickers Medium Mk.III, со временем превратившийся в Т-28. Танк Кристи просто решили «попробовать» — купить штучку-две и посмотреть, что получится.

— А сам Уолтер Кристи как на это отреагировал?

— Как и было сказано, бизнес есть бизнес. Во-первых, конструктор испытывал финансовые трудности, раз армия США от его машины отказалась. Во-вторых, советские представители давали хорошие деньги и наличными: общеизвестная байка гласит, что Халепский и товарищи запросто таскали с собой десятки тысяч долларов в саквояжах, не боясь гангстеров! Наконец Кристи предложил сделку: я вам два танка, всю техническую документацию, запчасти, патенты и любую посильную помощь консультациями, а вы мне — 160 тысяч долларов! По рукам?

— Я бы ударил по рукам не раздумывая, — ответил унтер-офицер. — Особенно зная, каковы невероятные перспективы танка Кристи!

— А тогда в этом имелись немалые сомнения... В любом случае два экземпляра M1931 в январе 1931 года были доставлены в Советский Союз. Без башен и вооружения, только с 800-киллограммовым балластом, имитирующим вес башни. Хочу отдельно заметить, что испытания этой машины в Америке ещё и не начинались, и отказа военного ведомства пока не последовало... И тогда же было решение советского Автобронетанкового управления: «Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...». Началась новая эпоха!

— Великая эпоха, — согласился Ганс Шмульке. — Воображаю, как кусали локти американские военные после 1941 года, обнаружив, что американское же изобретение, развитое, доработанное и усовершенствованное русскими, на порядок превосходит всю бронетехнику США вместе взятую...

— Это уже другая история, — отмахнулся Парамон Нилыч. — Однако добавить тут нечего: вклад Уолтера Кристи в мировую историю преуменьшить нельзя. Не окажись в Советском Союзе танка M1931, впоследствии Т-34-85 не стояли бы под стенами Рейхстага в 1945 году. Другие танки — возможно, и в другие даты, но только не прямые потомки оказавшегося ненужным Америке сверхскоростного колёсно-гусеничного танка...

© А. Мартьянов

Обсудить на форуме.

Закрыть