Как и обычно, ноябрьская стенгазета иванов, выпускавшаяся активом под руководством комсорга, разнообразием не блистала. Много красных флагов, патриотических статей и лозунгов наподобие «Отметим ударным нагибом годовщину пролетарской революции!». Раздел «Новости» скромно притулился в самом углу, но именно на него и следовало обращать самое пристальное внимание.
— Все видели? — Парамон Нилыч Котятко обвел подчиненных строгим взглядом и ткнул пальцем в заметку «Гости нашей базы». — Чтоб подворотнички были белее снега! И рожи после ремзоны умыть! Казармы до блеска отдраить! Тут, товарищи, дело серьёзное — всё-таки телевизионные деятели искусств, не абы кто!
К визиту Wargaming TV готовились тщательно, но каждый по-своему: янки украсили казарму звёздно-полосатыми флажками и поставили на лужайке решётки для барбекю. Немцы довели понятие ordnung’а до требуемой точки абсурда, когда фельдфебель-дневальный с рулеткой в руках измерял, насколько в соответствии с уставом застелены койки, и требовал перестелить у тех, кто выбился из строжайших параметров хоть на полсантиметра. Русские наизусть учили политинформацию и готовы были порадовать средства массовой информации выступлением гармонистов, а китайцы штудировали цитатник председателя Мао, чтобы достойно ответить на любой каверзный вопрос журналюг.
На плацу ни соринки, взводы построены, знамена подняты. Открылись ворота базы. Первым въехал «Роллс-ройс» с обязательным лейблом в виде красного кружочка со стрелочками на передней двери, за ним — вереница автомобилей технической группы, ощетинившихся спутниковыми антеннами, штативами и телескопическими «удочками» для установки видеооборудования.
— Кажется, за нас взялись серьёзно, — одними губами прошептал Ганс Шмульке, наблюдая, как менеджеры «Варгейминга» под ручки извлекают из шикарного «Роллса» симпатичную блондинку в обтягивающей блузке, не оставляющей никаких сомнений: броня у ведущей корреспондентки Wargaming TV наклонена исключительно рационально. — Кто бы мог подумать?
Отдали команду «Вольно!». Невоспитанные янки тотчас подняли изукрашенный блёстками, сердечками и ленточками транспарант «Welcome, Olga Sergeevna!» и дружно засвистели в два пальца, что у американцев считалось не просто знаком хорошего тона, а вершиной дружелюбия и гостеприимства. Иваны отправили делегацию старослужащих с хлебом-солью.
Пять минут спустя суровая военная база превратилась в павильон Голливуда: техники расставили софиты, танкистов разогнали по углам, а очаровательная Ольга Сергеевна вцепилась в комиссара Котятко — интервью. Парамон Нилыч надувал щёки, хмуря брови, отважно смотрел в камеру, на поставленные вопросы отвечал с партийной прямолинейностью и вообще старался произвести впечатление человека бывалого.
— Да-да, товарищ Ольга Сергеевна. Снабжение? Не жалуемся. Мы жаловаться не привыкли, служба, — рокотал политработник. — Однако есть некоторые недоработки, упущения и местами откровенное вредительство.
— Неужели? — картинно округла глаза светловолосая репортёрша. — Ради вас компания трудится на износ, и в то же время...
— Наша партячейка хотела бы поднять вопрос о балансере, — непререкаемо заявил Парамон Нилыч. Поправил фуражку. — Ну доколе же? Давайте обсудим вот какой аспект балансировки боёв седьмого-десятого уровней...
Корреспондентка очевидно заскучала, однако прервать интервью не решилась: пусть комиссар вещает на камеру, что хочет, вырезать всегда успеем. Товарищ Котятко, вокруг которого столпились танкисты-красноармейцы, похоже, разошёлся не на шутку: его монолог мог продолжаться час-другой.
— Вас как зовут? — ефрейтора Шмульке подергал за рукав парнишка в униформе телевизионщика WGTV. — Ганс? Очень рад. А меня — Лёша. Хотите посниматься у нас?
— А что надо делать?
— У вас найдётся «Королевский Тигр»?
— Точно так. Вам зачем?
— Поснимать, — уклончиво ответил телевизионщик. — Для рекламы. Не возражаете?
— Хорошо, сейчас схожу в диспетчерскую, спрошу, можно ли взять ненадолго — это не наша машина.
— Поищите ещё русских и американцев, кто захочет увековечить себя для истории. Нет возражений?
— Ладно, — благодушно сказал Шмульке. — Ради истории на всё готов!
Лёша с телевиденья посмотрел в спину ефрейтору хитро и с нехорошей улыбочкой. Попались, дятлы!
* * *
Четыре часа спустя взмокший Ганс Шмульке выбрался из танка. Лёша встретил его лучезарной улыбкой.
— Отлично, просто отлично! Больше никаких дублей, материала вполне достаточно! Чуть подрихтуем, подкрасим, добавим спецэффектов... Спасибо вам огромное!
— Что значит — подрихтуем?
— Неужели не понимаете? Это ведь рекламный ролик, тизер! У вас всё лицо и руки в копоти, одежда...
— Униформа.
— Да какая разница? Одежда порвана, пятна масла, дыры прожжённые! Некрасиво!
— Это жизнь, молодой человек!
— Какое отношение жизнь имеет к рекламе? — искренне изумился Лёша. — Клянусь, вам понравится!
* * *
Два дня спустя в кинозале базы должны были показывать «Крестного отца» — собрались все, кто был свободен от нарядов. Американцы, затарившись кукурузным хрючелом и сладкой газированной водой, расселись в первых рядах, иваны пришли строем — смотреть на разложение буржуазного общества и ужасы организованной преступности, из немецкой казармы выбрался только экипаж VK4502, и то потому, что обещали прокрутить ролик с их участием.
Застрекотал проектор. На экране крупно высветилось: «BigWorld-Powered World of Tanks Goes Live». В динамиках зазвучала бодренькая музыка и...
— По-моему, русским не повезло больше всех, — сочувственно сказал Ганс Шмульке, наблюдая, как киношный Т-54 соколом взлетает с естественного холмика, преодолевая в прыжке метров эдак сорок. — Мне ребята рассказывали, что рекламщики заставили отработать двадцать четыре дубля. На последнем ходовая не выдержала, и катки разлетелись, будто конфетти во все стороны — вроде одного оператора зашибло.
— Да отцепись ты, — нетерпеливо отмахнулся господин унтер-офицер. — Гляди, гляди! Они «Таракана» на снаряд арты в полёте поймали! Шикарно сделано!
— Это уже пятьдесят второй дубль, — мрачно сказал Шмульке. — Арту поставили рядом с камерой, лишь бы успеть заснять. Клоунада! Так ведь не бывает!
— А если будет? — Отто Фюрст повернулся к ефрейтору. — Понимаешь, чем нам это грозит?
— Представляю себе «Мауса» в полёте со скалы в Эль-Халлуфе...
© А. Мартьянов. 2011
14. Командировка | 15. Двигатель торговли | 16. Да будет свет! |