— Бонжур, мсье Сен-Сир, — вежливо сказал Ганс Шмульке французскому адъютанту Анри де Сен-Сиру. — Какие-то затруднения? Может быть, я смогу чем-то помочь?
— Эта штуковина сама по себе одно большое затруднение, — задумчиво сообщил мсье адъютант, уныло разглядывая самоходку Renault UE 57. — Впрочем, я неточно выразился: не «большое», а как раз маленькое. Слишком маленькое. Не побоюсь этого слова — крошечное.
Шмульке промолчал. Для третьего уровня Renault UE 57 и впрямь была сущим лилипутом: в сравнении с германским «Мардером», русской СУ-76 или даже Valentine-AT с берегов туманного Альбиона машинка выглядела сущей блохой, больше подходящей для первого левела и задорных покатушек в песочнице. Словом, несолидно она выглядела.
— Грех жаловаться, мсье адъютант, — унтер-офицер приободрил французского коллегу. — И что, что маленькая? Для ПТ небольшой размер как раз в плюс! Завернитесь в восемь раз в масксеть от «Фош-155», сидите себе в кустах да постреливайте. Орудие 57 миллиметров для своего уровня более чем достойное!
— Не в этом дело, — вздохнул де Сен-Сир. — Понимаете ли, мсье Шмульке, исходно танкетка-транспортёр Renault UE проектировалась на экипаж из двух человек. Да вы сами по конфигурации видите! А наш экипаж состоит из четверых! Если, допустим, в ваш «Маус», не говоря уже про британский TOG II, можно дополнительно запихнуть хоть целый взвод, места хватит, то «Рено» при всём желании не в состоянии уместить больше двоих танкистов! Остальные должны ехать на прицепной тележке или... Или, пардоннэ муа, бежать сзади!
— Кхм, — кашлянул Ганс Шмульке. Адъютант оказался безупречно прав: над корпусом танкетки выступали два трогательных бронеколпака с прорезями для обзора. Подбородки мехвода и командира как раз должны находиться на уровне погона люка, и при резком торможении можно запросто выбить себе зубы. Не говоря о том, что при движении на пересечённой экипаж непременно стукался головой о колпаки.
— Чепуха, — поморщился господин адъютант, — мягкий шлем и внутренняя обивка. Совсем другое дело, что при проектировании Renault UE никто и предположить не мог, что на танкетку будут устанавливать хоть какое-то вооружение! Министерство обороны Франции в начале 30-х годов заказывало лёгкий бронетранспортёр, для снабжения пехоты и только! Прицепная гусеничная тележка, кстати, предусмотрена — очень удобно, можно поместить боеприпасы, медикаменты или продовольствие! Бронирование противоосколочное и противопульное, зачем машине столь малых габаритов серьёзная броня? В 1931 году, когда проект пошел в производство, никто и вообразить не мог масштабы танковых баталий Второй мировой!
— Однако противотанковая пушка на транспортёре все-таки установлена, — отметил очевидное Шмульке. — Чья выдумка?
— Ваша, — усмехнулся мсье де Сен-Сир, — да-да, именно ваша, немецкая! Хотя данное орудие британского производства. Но начались-то невероятные приключения Renault UE в 1940 году, во время Французской кампании! Знаете, сколько всего было выпущено этих транспортёров? Огромная по тем временам серия: более пяти тысяч только во Франции, и ещё сто двадцать произвели в Румынии, по лицензии! Renault UE стояли на вооружении практически любой французской части: в пехоте, артиллерии, у связистов и инженеров! После стремительного наступления германских войск тысячи этих транспортёров оказались в руках вермахта.
— Полезная вещь, — Ганс Шмульке пожал плечами, — Мы всегда использовали трофеи, особенно если машина неприхотлива, проста в ремонте и нетрудно найти запчасти.
— Главное — как использовали, — заметил адъютант. — Если по прямому назначению, это одно. А если начинать импровизировать, да ещё с буйной фантазией, то совсем другое. Справедливости ради надо сказать, что первыми вооружение на Renault UE поставили всё-таки во Франции: небольшое количество танкеток оборудовали надстройкой и пулемётным гнездом, с установкой пулемёта BREN, и экспортировали в Китай, армии генерала Чан Кайши. Однако этот вариант был лицензионный, заводской...
— Вы ещё расскажите мне о нарушении вермахтом авторских прав, — откровенно заржал унтер-офицер.
— Вообразите, — эмоционально воскликнул адъютант де Сен-Сир, — самое первое использование Renault UE в качестве противотанковой САУ выглядело следующим образом: берётся трофейная танкетка, на неё ставится знаменитая «колотушка», 3,7-cm Panzerabwehrkanone на двухколёсном лафете с раздвижными станинами. Колёса подпираются бревном, станины можно прикрутить проволокой. И поехали!
— Фронтовая импровизация, — отозвался Шмульке. — Конечно, расчёту пушки было проще использовать транспортёр, чем таскать орудие на руках!
— Неизвестно, кто был изобретателем, но эта практика распространилась довольно широко. Сохранилась уйма фотографий с Renault UE и «колотушкой». Потом умельцы начали снимать пушку с заводского лафета и непосредственно интегрировать с танкеткой: всего-то приварить основание на корму! А дальше пошло-поехало. Поставить 20-миллиметровую автоматическую зенитную пушку Flak.30? Запросто!
— Хватило бы грузоподъёмности, — подхватил унтер-офицер. — То есть получается, что танкетка Renault UE успела поработать импровизированной ПТ-САУ и самоходной ЗСУ?
— Не только! — сказал де Сен-Сир. — Вы, немцы, как известно, очень изобретательная нация. Прирождённые инженеры. Как мы только что заметили, танкетка очень маленькая и незаметная. Следовательно, её можно использовать и в разведывательно-наблюдательных целях. На корме вместо багажного ящика устанавливается бронекоробка с сиденьем и стереотрубой — пожалуйста, готовый Beobachtungspanzer, корректировщик артиллерийского огня!
— Сильно, — присвистнул Шмульке. — А ещё? Надеюсь, хоть тяжёлое вооружение на Renault UE не ставили? Шасси не выдержит!
— Ставили, — злорадно отозвался мсье адъютант. — Не орудие, конечно, а направляющие для 280-миллиметровых реактивных мин — или счетверённая установка на корпусе сверху, или по две с каждого борта. Вот тебе и самоходный реактивный миномёт! Причём это делали как немцы, так и американцы в 1944 году, после того как отбили трофеи у германских войск!
— Mein Gott, — потрясённо сказал унтер-офицер. — Настолько простая машина, и такая заковыристая судьба? Я так полагаю, что ещё не всё?
— Разумеется. Самый потрясающий вариант использования Renault UE выглядел следующим образом: над сиденьем по правому борту приваривали надстройку с пулемётом MG-34, а сзади на корме — тесную клеть для второго пулемётчика или, опять же, оператора зенитки Flak.30. Весьма действенно против пехоты и партизан. Ещё ставили трубчатые направляющие для 88-миллиметровых ракет, мортирки для дымзавесы, наконец, после войны, в самые голодные годы, на Renault UE пахали...
— Пахали? То есть как?
— В самом прямом смысле. Впрягали в плуг, отправляли на поле... Вариант с шестифунтовым орудием, который мы сейчас наблюдаем во всей красе и мощи, изобрели британцы в 1943 году, однако быстро поняли всю бесперспективность проекта: защиты у экипажа никакой, а у всех прочих воюющих держав давно в ходу нормальные ПТ-САУ, от различных немецких StuG до СУ в Советском Союзе. Сделали одну машину и забыли...
— Это что же получается, — задумчиво сказал Ганс Шмульке. — Малыш Renault UE успел повоевать едва ли не на всех фронтах Второй мировой? В Китае, в СССР, на Западном фронте, в Африке? В самых разных качествах?
— Именно, шер ами Ганс. Изумительно разносторонний агрегат, который можно было приспособить к чему угодно. Выставлять Renault UE против других танков было бессмысленно: чересчур тонкая броня, но как вспомогательная машина эта танкетка-транспортёр оказалась незаменима. Оттого её использовали кто во что горазд, полёт фантазии был безграничен.
— Но вы-то, мсье адъютант, почему расстраиваетесь? Модификация Renault UE 57 не так уж плоха, да и воюете вы, скажем откровенно, на машине, вошедшей в историю!
— Хочется чего-то большего, — печально вздохнул де Сен-Сир и завистливо покосился на стоящий неподалёку «Фош-155». — Но приходится утешаться малым... Слишком малым.
© А. Мартьянов, 2014
Обсудить на форуме.
81. Противотанковая гигантомания | 82. Занимательная мутантология | 83. Последний бой |