15 марта 1931 года, Берлин
— Мне надоело прибегать к ухищрениям, недостойным германского солдата! — Генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, сверкал глазами так яростно, что, казалось, из них вот-вот начнут вылетать молнии. — Мы связаны по рукам и ногам этим унизительным Версальским договором.
— Скоро все закончится, — негромко отозвался подполковник Гейнц Гудериан.
Лутц перевел взгляд на своего начальника штаба. Гудериан с его простым лицом и жесткой щеткой усов действовал на Лутца успокаивающе.
— Скоро Германия наконец поднимется с колен, — уверенно продолжал Гудериан. — Она разорвет унизительный договор, и тогда весь мир услышит грохот наших пушек.
— Чтобы мир услышат грохот наших пушек, следует готовиться уже сейчас, — заметил Лутц. — А мы имеем право на весьма ограниченное количество бронемашин, и те должны использоваться исключительно полицией.
— Но никто же не посмеет запретить нам строить дорожные и сельскохозяйственные машины, не так ли? — сказал Гудериан.
Лутц погрозил ему пальцем:
— Мы не говорим об этом вслух.
Действительно, работы велись. Сначала — лишь в области организации и тактики танковых войск. Которые у Германии будут, и очень скоро.
Затем началось проектирование и новых танков.
На самом деле, конечно же, речь шла о сельскохозяйственных образцах. Взять, к примеру, легкий трактор.
А ведь в не столь отдаленном грядущем — Гудериан твердил об этом день и ночь, -большие танковые части будут иметь огромное, если не решающее значение.
Почему бы не разработать модель легкого... трактора, массой, скажем, в пять тонн? На этом тракторе можно будет обучать будущих тан... трактористов.
А то до сих пор приходилось ездить на каких-то деревянных и даже картонных макетах. Правда, их ставили на шасси легковых автомобилей. Но все равно — как-то неприятно, унизительно даже.
Пора переходить на настоящие машины. Как бы они ни назывались.
20 апреля 1931 года, Берлин
Инженер Хогеллох разложил перед Лутцем чертежи.
— Фирме «Крупп» приятно сознавать, что ее руководители мыслят в едином русле с руководством страны! — произнес он. — Когда мы получили заказ на разработку маленького трактора в пять тонн весом, у нас уже имелись почти готовые проекты, которые сегодня мы имеем удовольствие представить.
— И заодно обойти конкурентов — «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Машиненфабрик Аугсбург-Нойренберг», — заметил Лутц.
Инженер хмыкнул:
— Пока они думают над вашим заказом — мы уже подумали. Мы работаем честно и открыто. Я и коллега Вёльферт давно трудимся над этим сельскохозяйственным тягачом — Landschaftlicher Schlepper. Прошу обратить внимание на шасси...
— Не такие ли, как применяются в конструкции легкого английского танка «Карден-Лойд Mk VI»? — вмешался Гудериан.
— Весьма тонкое наблюдение, — ответил инженер. — Германский ум устроен таким образом, чтобы не забывать ничего. В свое время Советы закупили у Англии пару таких шасси. Они были продемонстрированы германской делегации, естественно, за деньги... Они хоть и коммунисты, но про деньги понимают удивительно много.
Собравшиеся посмеялись, и этот общий смех объединил их, как ничто другое: вопрос о будущем танке был решен. Проектирование поручалось фирме «Крупп». «Тягачу» — быть!
А когда настанет время — мир изумится и содрогнется перед мощью германской бронетехники.
27 апреля 1934 года, полигон Куммерсдорф
Первые пятнадцать танков укомплектованы.
— Красавцы! — Гудериан не мог удержаться от восторга.
Танки стояли перед ним, как боевые кони, и словно бы рвались в битву.
Они казались простыми и ясными.
В средней части — немного смещенная вправо, — установлена башня с вооружением — двумя спаренными пулеметами калибра 7,92 миллиметра. Пулеметы были установлены в общей маске, наведение их на цель осуществлялось совместно, спуск — раздельно.
Слева — место механика-водителя.
Круговое бронирование толщиной 13 миллиметров. Это ведь легкий танк. От стрелкового оружия такая броня защищает, что доказано испытаниями.
Да и вообще— не следует забывать о том, что недостаток бронирования компенсируется скоростью движения. «Скорость защищает от огня!» — вот на чем следует сосредоточить внимание.
Силовая установка сзади. Силовая передача и ведущие колеса — спереди. Карбюраторный двигатель воздушного охлаждения.
Гудериану думалось: «С этими машинами мы прогремим на весь мир! И это — только начало...»
Танки тронулись с места и, ревя, красиво проехали мимо принимающей комиссии.
Их победоносное шествие по Европе началось.
9 сентября 1934 года, Цоссен
— Будем теперь на настоящих машинах учиться!
Это известие быстро разошлось по всем трем ротам учебной моторизированной команды, расквартированной в Цоссене.
Первые танки прибыли.
— Всего пятнадцать? — Танкисты казались разочарованными, но командование успокоило их:
— Это только начало. Несколько германских фирм работают день и ночь для того, чтобы дать нам танки! Сейчас известно, что «Хеншель» выпустит как минимум сто пятьдесят штук. И они будут нашими.
9 августа 1935 года, Мюнстер
Учения закончились.
Гудериан лично прибыл в первый танковый полк — тот самый, который раньше назывался учебной моторизированной командой.
— Я очень доволен! — объявил он. — И отныне наш «сельскохозяйственный тягач номер один» «Крупп» — 1LaS Krupp — будет именоваться «танком номер один» — Pz.Kpfw.1.
Все это были радостные и обнадеживающие известия.
Никто в эти дни не говорил о том, что для транспортировки танков к месту событий требовались... автомобили.
Сами по себе танки на дальние расстояния ходить не могли — ломались. Поэтому их возили на специальном транспорте.
12 марта 1938 года, австрийская граница
Свершилось.
Германские войска пересекли австрийскую границу.
Еще в феврале фюрер потребовал от австрийского канцлера Шушнига снять запрет на деятельность в его стране нацистской партии. Германия и Австрия должны стать ближе! Необходимо наладить тесные отношения между армиями, включить Австрию в германскую экономическую систему...
Шушниг подписал все. Англичане обещали не вмешиваться.
Оставалось завершить дело. И победоносный аншлюс — присоединение Австрии к Германии — произошел.
По прекрасно отремонтированным австрийским дорогам шли новые германские танки — Pz.Kpfw.1. Им предстояло совершить марш-бросок в четыреста двадцать километров.
— Verdammt! Schweinhundel! Zum Teufel! — ругались немецкие танкисты, когда их не слышало начальство.
Несмотря на то ,что дороги были хорошими, Pz.Kpfw.1 ломались. То один, то другой приходилось оставлять на обочине.
— Какая прекрасная картина! — говорил Гудериан, теперь уже генерал-майор, стоя в своем танке и глядя по сторонам.
Сломанные машины оставались позади, а на обочинах он видел лишь женщин с цветами и нацистскими флажками, детей, ветеранов Великой войны с увлажненными глазами и орденами на груди.
— Дети одного народа, которые были разобщены в течение десятилетий из-за злополучной политики, теперь ликуют, слившись воедино!
Еще один Pz.Kpfw.1 сломался и остановился, но Гудериан не видел этого.
Он узнает о небоевых потерях техники только прочитав рапорт и подсчитав количество.
Оказалось, что танковые войска потеряли в этих поломках почти треть имеющихся машин.
Но что это значило по сравнению с ошеломляюще стремительным продвижением танков в глубь Австрии! Честно говоря, Pz.Kpfw.1 в их неудержимом порыве произвели на всех сильнейшее впечатление!
Сам фюрер назначил Гудериана командующим бронетанковыми войсками вермахта.
— Поздравляю вас, генерал танковых войск! — произнес фюрер, касаясь своей теплой мягкой рукой жесткой лапы Гудериана.— Я и Рейх ожидаем от вас новых побед.
28 октября 1936 года, район Сесеньи, Испания
Туристы из Германии со своими личными машинами прибыли любоваться красотами испанской природы.
Возглавлял группу туристов — называемую на условном языке «Дроне», — подполковник Вильгельм Риттер фон Тома.
В группе имелись штаб и две танковые роты, вооруженные Pz.Kpfw.1.
— Мы здесь для того, чтобы обучать испанских друзей и коллег, — наставительно говорил Тома. — В нашу задачу не входит воевать самим.
Так-то оно было так, но испанцы, поначалу радовавшие Тома своей способностью схватывать материал на лету, так же быстро забывали все, чему их выучили.
И поневоле пришлось немцам брать на себя всю ответственную работу...
...Под Сесеньей обстановка складывалась трудно. Кавалерия франкистов и группа «Дроне» двигались на Мадрид.
Обороняли столицу «интернационалисты», как они себя называли, а возле Сесеньи действовали танки Советов — Т-26.
Первое столкновение произошло на подступах к Сесенье. Было раннее утро, двенадцать Т-26 в походной колонне с открытыми люками двигались по дороге.
В этот самый момент Сесенью занимала марокканская конница, и германские танки вошли на узкие улицы города.
Там все и случилось: столкнулись конники и танкисты. Всадники дико кричали, лошади ржали, гусеницы лязгали. Pz.Kpfw.1 пытались поддержать своих пулеметным огнем, но паника от этого еще больше усиливалась.
Стало совершенно очевидно, что Т-26 намного сильнее, чем Pz.Kpfw.1.
Большая скорость движения германского танка — до пятидесяти километров в час — здесь не помогала. Когда танк мчался быстро, пулеметы не могли обеспечить точность стрельбы. А на пересеченной местности скорость падала до двадцати километров в час... и вот тут начинались проблемы со слабой броней...
30 октября 1938 года, район Сесеньи, Испания
— Думаю, очевидно, что «интернационалисты» превосходят нас с точки зрения вооруженности, — объявил подполковник фон Тома. — Предлагаю ремонтникам подумать над тем, как усилить наши танки — быть может, установить на них пушку.
— Проще захватить советские танки и поставить их на нашу службу, — подал голос один из офицеров.
Фон Тома нахмурился, делая вид, что не слышит, но в душе понимая, что тот, конечно, прав...
19 мая 1939 года, Мадрид
Гремела музыка. По площадям Мадрида шли германские танки.
Праздничный парад.
— Kameraden! Друзья! — говорил подполковник фон Тома. — Мы многое отдали ради этой победы. Семь германских воинов-танкистов расстались со своими жизнями. В тяжелых сражениях с превосходящими силами республиканцев — под Теруэлем, Брунете, в Стране Басков, у Эбро и в Каталонии — везде были наши танки! Мы оставляем их в дар законному правительству — генералу Франко и с чувством выполненного долга возвращаемся в Фатерланд.
В Германии ждали новые танки Pz.Kpfw.1. Быстроходные — это в первую очередь. Это самое главное. Большая война, которую Германия выиграет у всего мира, будет молниеносной, и именно для такой войны необходимы легкие, быстрые, стремительные танки.
© А. Мартьянов. 2013
Обсудить сказку вы можете здесь.
51. Улица вооруженных вагонов | 52. Скорость против брони | 53. Шестнадцать тонн |