8 февраля 1917 года, Лондон — К вам полковник Фуллер. — Сержант, доложивший о прибытии полковника военному министру Англии лорду Альфреду Милнеру, отсалютовал и вышел. Полковник явился с папкой под мышкой. — Надеюсь, вы пришли с идеей, которая поможет нам выиграть эту войну? — С такими словами встретил министр полковника — Я тоже на это искренне надеюсь, — отвечал Фуллер. — Собственно, я хотел бы представить на рассмотрение концепцию нового танка. — Логично. — Министр кивнул. — сражение у Камбрэ сделало очевидным: победить без танков невозможным. Успешное наступление во многом зависит от этих боевых тракторов. Те, кто до сих пор считает такую машину просто курьезом, бессмысленным измышлением технических умов, — они уже фактически выброшены на задворки истории. — Прекрасно сказано, сэр! — Фуллер улыбнулся. — Однако вот на что я хотел бы обратить особое внимание. До сих пор мы сосредотачивались на тяжелых танках. — Да, — нахмурился лорд Альфред, — и убедились в том, что без них за каждый километр нам пришлось бы заплатить десятками тысяч убитых. Не говоря уж о расходах боеприпасов. — И все же тяжелые танки не отличаются маневренностью, — продолжал Фуллер. — Они могут доехать до вражеских позиций и смять их, но это в лучшем случае. А потом они застревают — и на этом все. — По-вашему, этого мало? — По-моему, новое оружие способно на большее! — убежденно ответил Фуллер. — Вспомните, какое впечатление производила закованная в доспехи рыцарская конница! — Я не настолько стар, — тонко улыбнулся Милнер. Фуллер, к его удивлению, слегка покраснел. — Я хотел сказать, сэр, что в какой-то мере боевые тракторы должны заменить для нас бронированную рыцарскую конницу. То есть, сочетать в себе всю мощь современного вооружения и брони с подвижностью кавалерии. — Кавалерийский танк? — министр поднял брови. — Как вы себе это мыслите? Придется отказаться от слишком толстой брони, от тяжелых пушек... — Зато мы много приобретем в скорости и маневренности. — Гм, — министр задумался. — Полагаю, можно поручить разработку концепции такого танка фирме Фостера. Вы уже с ними разговаривали, не так ли? Фуллер сделал вид, будто удивлен проницательностью Милнера: — Откуда вам это известно, сэр? Лорд Альфред встал: — Оттуда, сэр, что не следует недооценивать министерство. Мы здесь не только флажки по карте передвигаем. Нам давно известно, что Фостер разрабатывает нечто подобное в ожидании, пока мы одобрим вашу идею. 17 июня 1917 года, Линкольн Конструктор Уильям Триттон был взволнован. Он работал на фирме Фостера над новым проектом, начиная с весны шестнадцатого года. Все приходилось создавать заново. Не существовало никаких прототипов, которые можно было бы взять за основу и переделать. «Средний танк» — так условно именовалось его детище. Фостер, впрочем, в успехе не сомневался, и его уверенность подтвердилась, когда пришел положительный ответ из министерства. Фуллер, конечно, помог. Этот танковый энтузиаст отлично понимал значение нового оружия. «Что ж, Уильям, пробил ваш звездный час», — сказал своему конструктору владелец фирмы Фостер, когда в декабре шестнадцатого опытный образец — Мк.А — вышел из ворот завода. Испытания продолжались всю зиму. И вот теперь официально пришел правительственный заказ на первую партию в двести машин. Фуллер присутствовал и был искренне рад происходящему. — Меня впечатляет скорость, которую развивает ваш танк, — обратился он к Триттону. — Настоящий гончий пес! Предлагаю назвать его «Уиппет» — «Борзая». Это доброе предзнаменование, друг мой, ведь оно означает, что ваш танк будет гнать врагов, точно зайцев, по всему полю боя. Англичане любили охоту и определенно знали в ней толк... «Борзая», впрочем, мало походила на подвижную и легкую собаку. Весил танк четырнадцать тонн, в длину достигал шести метров, в ширину — более двух с половиной. При броне от шести до четырнадцати миллиметров, танк был вооружен тремя или четырьмя пулеметами и мог развивать скорость до четырнадцати километров в час. Если дорога приличная. Триттон обратил внимание Фуллера на главное отличие «Борзой» от ее предшественников: — Внимательно посмотрите, как у нас расположены двигатели. На тяжелом танке, к которому мы привыкли, двигатель всего один, а на танке Мк.А — «Уиппет», как вы его назвали, — их два. Это «Тейлоры» мощностью по сорок пять лошадиных сил. Они находятся вот здесь, в передней части корпуса, рядом с топливными баками. Каждый через собственную коробку передач приводит в движение одну гусеницу. — Гм, — протянул Фуллер, — оригинально. А если один из двигателей выйдет из строя — танк, очевидно, сможет продолжать движение на втором? Триттон вздохнул: — Вообще-то нет... Если хотя бы один двигатель сломается, танк остановится. Зато он обладает хорошей маневренностью, как уже говорилось. Кстати, мы решили отказаться от вращающейся башни — это позволит упростить производство. — Помнится мне, на вашем легком танке — «танке Триттона» — такая башня была, — заметил Фуллер. — Совершенно верно, — кивнул конструктор и обтер лицо платком. — Однако сейчас мы исходили из необходимости построить средний танк, который сочетал бы в себе достоинства легких и тяжелых. — Будем надеяться, что вам это удалось, — подытожил Фуллер. 26 марта 1918 года, Колинкам Майор Грэм прошелся вдоль строя танкистов. Совсем недавно его часть получила грозное оружие — средние танки «Уиппет». Целых двенадцать. Экипажи, состоящие из трех человек на танк, сразу же начали осваивать новые машины. — В управлении сложен, — делились впечатлениями водители. — Пот ручьем льет! Пока сообразишь, что к чему... Да еще усилия прикладывать приходится. А на пересеченной местности еле ползет, вот и наваливайся на рычаги. — Меня смущает плохой обзор из кормовой рубки, — заявил пулеметчик сержант Трэвис. — Все-таки хочется видеть, куда стреляешь. Трэвис славился тем, что читал много дешевых книжек из «народной библиотеки» и поэтому выражался «литературно». Над ним немного посмеивались из-за этого. — А ты, Трэвис, пали себе наудачу, может, попадешь в кого-нибудь! — смеялись товарищи. — Кругом же будут немцы, так что не промахнешься. Больше всего командование интересовалось возможностями танка по части преодоления препятствий. Оказалось, что танк может одолеть стенку в три четверти метра, ров — шириной более двух метров и даже форсировать водный поток, если тот не глубже метра Но самым удивительным был запас хода — целых сто тридцать километров! — Мы можем своим ходом не только добраться до неприятеля, но и вернуться из боя в расположение собственных войск! — заявил лейтенант Томпсон вечером в маленькой пивной, расположенной в соседней деревушке. Томпсон командовал одним из танков «Уиппет». Товарищи-танкисты, к которым он обращался, подняли его на смех. — Такого не бывает! До передовой доберешься, постреляешь — и дальше на своих двоих обратно! — А вот посмотрим, — надулся Топмсон. — Это вы на своих двоих побежите, а я вернусь домой лорд лордом — на танке. Ему не пришлось долго ждать, чтобы доказать свою правоту. Двадцать шестого марта двенадцать танков «Уиппет» отправились на разведку. Это было первое боевое задание танков такого типа. Вернулись действительно своим ходом, к ночи. Томпсон доложил командованию об увиденном — расположение противника (не обнаружен), состояние дорог и укреплений; затем зашел в пивную. Там уже знали о рейде «Борзых». — Простая прогулка, — щурился артиллерист лейтенант Каски. — Посмотрим, что с вами будет после боя. 24 апреля 1918 года, Виллер-Бретонни Сражение становилось жарким. Более тысячи немцев готовилось штурмовать позиции англичан. Англичане заметно уступали им в численности. Стреляли скупо, осторожно — отсчитывали боеприпасы. Внезапно натиск противника ослабел, немцы подались назад, затем побежали. Из леса появились танки — семь машин «Уиппет» на огромной скорости в десять километров в час мчались прямо на врага. С небольшой высоты, где укрепились немцы, ударили орудия. Танки продолжали движение вперед, поливая врага пулеметным огнем. Немецкие пехотинцы падали, как подкошенные. Но вот остановился и неловко повернулся на месте один из английских танков. Второй артиллерийский снаряд доверил его гибель, машина загорелась... Остальные продолжали двигаться вперед. С громким криком англичане устремились вслед за своим боевым трактором... После битвы подсчитали погибших. Поле боя осталось за англичанами. Более четырехсот немецких солдат были сброшены в оставленный врагом окоп — вместо братской могилы. Томпсон, с закопченным лицом, мрачный, стоял один посреди открытой местности и страшно ругался. Его «Уиппет» был подбит и сгорел. Еще три танка погибли в этом сражении. Из семи атаковавших вернулись лишь три. 8 августа 1918 года, Амьен Лейтенант Арнольд любовно похлопал свой «Уиппет» по броне. Как и многие, он дал своему танку личное имя — «Музыкальная шкатулка». «Шкатулка» эта была механической и очень, очень музыкальной. Странно, правда, что немцам не нравилась эта музыка! Под Амьеном готовилась впечатляющая операция. Арнольд огляделся — почти сто средних танков «Уиппет» готовились выступить. Стальная армада заводила свою «музыку». — Вперед! Оставив позади пехоту, сопровождаемые кавалерией, танки «Уиппет» ворвались в тыл противника. Немцы ответили шквальным артиллерийским огнем. Пехотинцы, и без того отставшие, залегли. — Вперед, вперед! — хрипло кричал Арнольд, и «Музыкальная шкатулка» буквально скакала по немецким окопам. Казалось, эта «Борзая» заговорена от снарядов — артиллерия немцев была против нее бессильна. Пулеметы танка Арнольда не умолкали. — Батарея «бошей» впереди! — На них, черт побери! «Уиппет», не обращая внимания на выстрелы, на большой скорости влетел в расположение немецкой артиллерийской батареи и за несколько минут уничтожил ее: живая сила противника полегла под огнем, орудия были раздавлены гусеницами. Танк спустился с холма, промчался, не снижая скорости, по ложбине и выбрался на дорогу, по которой как раз двигалась большая германская автоколонна. Немцы не ожидали увидеть так глубоко у себя в тылу английский танк. Арнольд не стал ждать, пока они оправятся от удивления, и открыл огонь из всех пулеметов. Очереди косили немецких солдат. Автомобили остановились, налетая друг на друга, некоторые сошли с дороги, другие повернули назад. Очень немногие сделали попытку прорваться и были уничтожены отчаянным английским танком. — Командир, мы горим, сэр! — доложил сержант Уилли. Арнольд выругался страшными словами. Пули противника пробили запасные канистры, укрепленные на крыше танка. Бензин вытек и воспламенился, «Уиппет» загорелся. — Отходим! Пылающий танк скатился с дороги и на огромной, почти в пятнадцать километров в час, скорости промчался обратно к позициям англичан. Остаток пути танкисты проделали «на своих двоих», бросив пылающий танк. — Какого черта вы закрепили канистры на крыше машины? — ругал вечером майор Грэм героя-танкиста. — Согласно инструкции, их положено крепить сзади! Арнольд не отвечал, из его глаз лились слезы — он искренне оплакивал свою любимую «Музыкальную шкатулку»... 30 августа 1918 года, военное министерство, Лондон Лорд Альфред Милнер был задумчив. С одной стороны, отчеты об успешных действиях танков «Уиппет» впечатляли. С другой — превратить этот танк в подобие «рыцарской конницы» не удалось: взаимодействия с кавалерией не получалось. Наоборот. Скорее, танкисты и кавалеристы мешали друг другу на поле боя. Средневековая аналогия не работала. При наступлении, например, у танков не получалось развить должную скорость — кавалерия их обгоняла. В бою же конница оставалась позади пехоты, а танки вели сражение самостоятельно, на свой страх и риск. Какой отсюда вывод? Очевидно, что выйти на оперативный простор без подвижных машин связи и снабжения, без мотопехоты на бронетранспортерах или хотя бы грузовиках, — немыслимо. Как этого достичь? Ответ звучал неутешительно: никак. Требуются годы и годы напряженного труда конструкторов вооружения, теоретиков военного искусства, тактиков — и наконец рядовых танкистов. Но начало положено. Первопроходцам всегда трудно. Тем, кто идет за нами, будет легче, вздохнул военный министр. 10 января 1920 года, Царицын — А вот танки, взятые у беляков, товарищ Сталин! — докладывали бойцы. Товарищ Сталин удовлетворенно осматривал трофеи. Он знал, что в армии у Деникина было несколько английских танков «Тейлор» — англичане называли их как-то иначе, «борзые собаки», что ли, но в России этот танк был известен по наименованию мотора. Деникинцы дали своим танкам пышные имена — «Тигр», «Сфинкс», «Крокодил», «Сибиряк», «Садко» и даже «Генерал Врангель». Теперь они принадлежали Красной Армии — армии трудового народа. Естественно, они получат новые имена. Нельзя же, чтобы в Красной Армии был танк под названием «Генерал Шкуро»!.. — Хорошо, — с сильным акцентом произнес товарищ Сталин. — Теперь эти танки будут на нашей службе. ...Стальная английская «Борзая» оставалась на вооружении советской армии до начала 1930-х годов. Двенадцать машин честно служили, как могли. Потом они были списаны. © А. Мартьянов. 2013 |
58. Гибель гигантов | 59. Стальная борзая | 60. Пламя в песках |